08.11.2016
Трудные вопросы отечественной истории
Трудные вопросы отечественной истории: Учебно-методическое пособие. Володихин Д.М., Елисеев Г.А., Елисеева О.И., Музафаров А.А. / Под ред. Володихина Д.М. – М.: НБФ «Наследие», 2018. – 288 с. ISBN 978-5-903311-40-8.
Наше настоящее играет с нами злые, жестокие шутки. Проживая жизнь, мы, поколение за поколением, членим ее на мельчайшие, конкретные события, дела и поступки, будни и праздники, зимы и лета, рождения и смерти. Строим планы, преимущественно на год или два. Нам хватает распланировать строительство дома, поступление детей в институт или переезд в другой город. Жизнь, по существу, кажется нам долгой, и в итоге для большинства она становится как бы фото с большим увеличением, настолько большим, что вблизи на нем все расплывчато, туманно и вообще не понятно, что изображено. Ориентиры неясны. И только страшные природные или политические катаклизмы заставляют перенаправить мысли, начать осмыслять те глобальные изменения бытия, которые происходят на наших глазах и с нами: развал страны, ожесточение между ранее, казалось бы, близкими народами, миграция, безработица, насилие, террор, эмиграция, войны. Большинство из нас не может одномоментно охватить и сопоставить все факты, привлечь всю накопленную информацию, обобщить, проанализировать и представить, что свершается. Это пугает, это приводит неизбежно к выводу, что живем мы «в эпоху перемен». Плохо ли это - непонимание нами ситуации «текущего момента»? Историки, случается, откладывают осмысление современных им событий на годы, на десятилетия и даже на полвека. Чем сложнее исторический вопрос, тем дольше общество ждет от ученых объективного рассказа о прошлом. Тем принципиальнее представляется необходимость включить «трудные» вопросы, неоднозначные события в положительный баланс исторического прошлого нашей страны.
Так возможно ли понимание современниками современности? Представляется, возможно. Если не-ясно настоящее, пусть наше прошлое придет нам на помощь. Этой цели – осветить многие дискуссионные вопросы истории России – посвятил свой труд коллектив авторов (Д.М. Володихин, Г.А. Елисеев, О.И. Елисеева, А.А. Музафаров), сконцентрировав в пособии традиционно дискуссионные темы по истории России, взятые из перечня 31 «трудного вопроса» по отечественной истории, разработанного Министер-ством образования Российской Федерации.
Последовательно, от очерка к очерку, от времени Рюриковичей (образования Древнерусского государства), до ХХ века (до распада Советского Союза), авторы доказывают, что своим существованием в каждый конкретный период истории наше Отечество обязано двум составляющим: сильной государственной власти (или стремлением к таковой) и единому духовному основанию, которым для России явилось, безусловно, Православие. Эта двуосновность просматривается авторами вплоть до сегодняшнего дня. Да, в разных вариантах: и когда власть и Церковь идут рука об руку, и когда Церковь отделена от государства, и когда церковные институты становятся подвластны светской власти, и даже когда Церковь гонима. Православие многое претерпевало, и внутренние катаклизмы также, но всегда оставалось хранителем русских культурных традиций.
Мы знаем, например, что именно московские князья начали «собирать» русские земли. И Церковь выступила покровителем, духовным наставником и союзником князей в тяжелой борьбе за их сохранение, поскольку в период политической раздробленности она была единственным централизованным образованием на территории Руси. Очевидно, что Православие уже тогда, очертив единое культурное пространство восточнославянских племен и став единым духовным стержнем, предоставило возможность развиваться российскому государству «органично, принимая ту или иную форму под воздействием христианской этики, внешних политических вызовов, интересов народа и природных условий ландшафта, в котором наш народ был расселен». Это в результате привело к становлению Русской православной цивилизации.
Даже небольшой перечень проблемных тем вызывает у историка легкую дрожь, предвкушение исто-рического исследования и горячих дискуссий. Тем более что современная наука не стоит на месте, все время подбрасывает новые факты. Так, один из самых обсуждаемых обществом вопросов исторического прошлого - состоятельна ли «норманнская теория» происхождения государства на Руси, кто такие варяги и какова их реальная роль в процессе образования Древнерусского государства – может выйти на новый виток понимания. Новые археологические данные корректируют чрезмерно политизированную полемику между «норманистами» и «антинорманистами», начавшуюся почти три века назад, предоставляют возможность прояснить многие спорные моменты письменных источников.
Просто продолжив список «трудных вопросов», поднятых авторами пособия, находим огромный пласт информационных загадок, которые, хотя и требуют дополнительных исследований, но уже начали приоткрываться современникам и могут вызвать дополнительный интерес у студентов.
Как оценить наследие Ивана Грозного? Соответствовал ли современный одиозный образ Иван Грозного реалиям XVI века? Что такое опричнина? Какова цена петровских преобразований? Какие многовеко-вые процессы были запущены Петром I в начале XVIII века? Действительно ли Петром Великим была заложена для России «догоняющая» европейские страны модель развития? Была Российская империя тогда и является ли Россия сейчас «срединной», «пограничной» территорией, «евро-азиатской державой» или идет по своему, особому пути развития? Должна ли она была в XVII веке стать «метрополией», как некоторые европейские страны, или колонией со всеми вытекающими последствиями, материалистиче-скими и духовными? Должна ли Россия была тогда и должна ли сейчас «открыться» миру? Или путь России – это путь «самоизоляции»? Чем отличалось российское самодержавие от других форм правления, прежде всего, в Европе? Имела ли российская монархия как форма правления преимущества перед развивающи-мися республиканством и парламентаризмом в Европе и Америке в XVIII веке? Как изменялись взаимоот-ношения между государственной властью и Церковью? Как готовилась отмена крепостного права и готова ли была Российская империя к изменениям «сверху»? Почему институт крепостного права так «задержался» на территории России? 1917 год. Причины прихода к власти большевиков. Национально-государственное строительство в СССР. Русское зарубежье. Единоличная власть Сталина. «Цена победы в Великой Отечественной войне». «Холодная война». И т.д., и т.д. Привычные, казалось бы, формулировки. Но как много за ними может оказаться информационных загадок, теоретических и идеологических тупиков.
Поразительно при этом, насколько тесно «трудные вопросы» перекликаются с современностью, концом ХХ – началом ХХI вв. Буквально дублируют. Меняются названия государственных институтов, на слуху другие персоналии, а смысловое ядро «трудных вопросов» остается прежним. Потому прозрачные отсылки авторов сборника к некоторым фактам и реалиям сегодняшнего дня кажутся еще более актуальными («бархатная революция», например).
Историки обязаны находить возможные ответы, противостоять ненужным популистским измышлениям на исторические темы, безответственным спекулятивным заявлениям в целях политических выгод и инсинуаций, прежде всего, в СМИ. Разъяснять, увещевать, предупреждать, «тыкать носом» в историю страны, наконец. И учить. Данное учебное пособие – отличный пример такой работы. Авторы придерживались принципа «почтительного отношения к деяниям наших предков», использовали работы с «переднего края науки» и руководствовались критерием научной точностью. Безусловным его достоинством является и доступность изложения проблемных тем. Приведенная авторами аргументация будет понятна любому думающему студенту, позволит самостоятельно поразмышлять над трудными вопросами отечественной истории, поможет преподавателю с «вопросником» для дискуссий и обсуждений и в итоге станет для молодежи потенциалом для поиска решений, касающихся современности.
Ольга Вострикова