Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Поднимается свежая поросль Православной мысли 22.06.2018

Поднимается свежая поросль Православной мысли

Слова «искусство», «художник» этимологически восходят к древним корням, объединяющим смыслы «опыта», «традиции», «мастерства», «умения», но также и «соблазна», «дерзновения», «искушения». Учитель («педагог» - ведущий), который выводит ребёнка на путь искусства, берёт на себя колоссальную ответственность (если не грех!).

Сознаёт ли современный учитель труд и тяжесть этой ответственности? Ведь сегодня так легко подобрать чужую мысль, чужое слово, чужую интонацию и позу – и «выдать, шутя, за своё». Анна Ахматова свою поэзию, как мы помним, «подслушала у музыки», а нынешний юный автор – что слушает он? «Музыку революции», как Блок? «Безъязыкую улицу», как Маяковский? Белый шум «мировой паутины»? или его претензии распространяются не далее конкретного пьедестала почёта – занять место, получить диплом и связанные с ними преференции на социальной лестнице? И умеем ли мы, учителя, отличать высокое косноязычие таланта от шлифованной регулярным натаскиванием «гладкописи» формирующегося на наших глазах карьериста-графомана? Можем ли вовремя поддержать одного и предостеречь от ошибки другого?

Вот о чём я думала, читая и перечитывая в качестве эксперта работы участников литературного конкурса им. И. Шмелёва «Лето Господне». Прежде всего, поражает и радует, конечно, от сезона к сезону растущее изобилие поступающих на конкурс сочинений. Ведь направление и номинации конкурса отнюдь не тривиальны для нынешней российской школы. Это – Православие: его темы, идеи, звучания. Если так много школьников, желающих принять участие в конкурсе, - значит Православие в мире не просто живо, а с очевидностью воспроизводится в новых поколениях самым сложным и таинственным способом – благодаря произведениям искусства. Но тут же возникает и тревога. Едва ли не половину всех присланных работ на самом входе отсеивает «антиплагиат». Когда тебе на проверку подряд попадают несколько сочинений, уникальность которых составляет от 1 до 15%, испытываешь чуть ли не восторг, открывая полностью аутентичный (подлинный) текст. Как же мыслит себе конкурсный процесс учитель, имя которого в каждом сочинении стоит рядом с именем ребёнка-автора, если у него поднимается рука отправить на состязание заведомо несамостоятельный текст?

Но сколько радостного удивления, чувства сопричастности высокому и прекрасному, надежды на доброе впереди доставляют лучшие детские работы! Их – много. И многие из них вполне готовы к публикации во «взрослых» литературных изданиях, мы в журнале «День и ночь» и делали это уже, и далее будем делать. Дети видят мир глазами любви и веры, совершают вместе со взрослыми паломнические поездки к святым местам, открывают для себя и читателей трагические и святые страницы прошлого, анализируют – иногда весьма неожиданно – классические и современные книги, задаются совсем не детскими, сложными философскими вопросами, пытаются отвечать на них… Так что мир не брошен на произвол судьбы в игралище страстей. Поднимается свежая поросль. Чистая и здоровая. И пока эти ростки ещё нежны и хрупки, они очень нуждаются в нашем внимании и нашей защите. Как показала практика, конкурс «Лето Господне» - надёжное звено этого защитного покрова. Доброго пути!

Автор обзора: Марина Саввиных

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные Фондом Президентских грантов.

 

 

 




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru