Издательский Совет Русской Православной Церкви: Александр Громов: Не прервать связь поколений

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Александр Громов: Не прервать связь поколений 12.06.2018

Александр Громов: Не прервать связь поколений

Писатель Александр Громов, номинант Патриаршей литературной премии, размышляет о современной русской словесности.

— Что изменилось в русской литературе за последний год?

— Русская литература существует уже более десяти веков с момента написания митрополитом Иларионом «Слова о Законе и благодати» и, конечно, за один год что-то особо поменяться не может. Если же говорить о последних годах, то как редактор литературного журнала «Русское эхо» я стал замечать, что все труднее отбирать стихи и все легче прозу. И редакционный портфель полон чуть ли не на полгода вперед. И мне кажется, что связано, в первую очередь, с тем, что общество пережило напряженный период девяностых-нулевых годов, когда афористичность стиха была более востребована. Сейчас же, на мой взгляд, приходит время осмысления того, что произошло с ними и что происходит. Поэтому проза сейчас более востребована.

— Способна ли она реагировать на вызовы современности, менять мир к лучшему?

— Литература отражает жизнь общества и в большинстве своем следует за ним. Это, конечно, не говорит о том, что литература не должна учить светлому, доброму и быть водительницей, но это подвластно далеко не всем авторам.

Например, в те же девяностые пышно расцвела развлекательная литература. Людям, действительно, хотелось отвлечься от повседневных забот, отключиться от суровой действительности. А в последние годы появилось очень много православной литературы. Мне, правда, этот термин не очень нравится: для меня существует хорошая литература и плохая. Или вообще не литература. В основном к подобным терминам прибегают те, кому надо застолбить какое-то свое место в литературном процессе. Ну что такое современная литература? А Достоевский или Шолохов тогда получаются не современны. Да они современнее большинства пишущих!

— Но есть ли у русской литературы надежда на какие-нибудь новые имена?

— Тут я задаю очень важный для меня вопрос: а куда у нас собственно делись новые Достоевские и Шолоховы? Дело в том, что за последнее время появилось столько хорошей и добротно написанной литературы, что она покрыла, пожалуй, все литературное поле, и по-настоящему талантливые молодые авторы либо растворяются в нем, либо просто затухают. Ведь когда видишь, что издается, а еще больше узнаешь, как это делается, то невольно начинаешь терять уважение к писательскому труду. Я разговаривал с одним товарищем, он строчит романы в пятнадцать листов за два месяца. Я себе этого не могу представить. Да, бывает вдохновение тебя погонит и важно его сохранить, как некий заданный ритм или тема, но я знаю, что если напишу, например, больше десяти страниц в день, то половину придется выкидывать. Впрочем, может, я просто ленивый.

Что еще поменялось? Все-таки мне кажется, пусть и очень медленно, но меняется отношение властей к литературе. Очень много хороших слов о значении литературы мы сейчас слышим, например, от Президента страны Владимира Путина. Писателям нужно помогать. Ведь вся молодежь сейчас где-то работает. Хорошо, если работа связана с литературой, но в основном нет. Каково это отпахать рабочий день, а потом приниматься за письмо? Писатель должен жить литературой более-менее постоянно, а сейчас мы даже не успеваем читать книги наших собратьев по перу. Поэтому практически не стало обсуждений произведений, чего уж говорить об изучении книг о литературе. А это тоже не менее важно. Всему надо учиться и одного таланта для писателя, как, впрочем, и для любой другой профессии, мало. Но и здесь я скажу несколько парадоксальную вещь: много денег тоже не совсем хорошо, потому что, как я заметил, там, где появляются деньги, сразу появляются люди, которые жаждут пристроиться к этим деньгам. Как тут соблюдать баланс? Наверное, надо иметь какую-то государственную программу поддержки писателей, начиная с молодых, и не забывать о старшем поколении, потому что именно они передают традиции. Если эта связь поколений прервется, то ничего хорошего не случится.

Уже пятый год мы вот проводим в Самаре фестиваль молодых писателей имени Михаила Анищенко. На нем присутствовали очень хорошие молодые авторы Альбина Гумерова из Казани и Андрей Олех из Самары. Так что таланты есть, о них надо говорить и помогать печататься.

— А кого бы Вы хотели выделить из современных писателей?

— Сейчас, к сожалению, лично мне читать именно литературы приходится все меньше. Так что вряд ли могу кого выделить. Из художественной литературы очень понравилась повесть Михаила Тарковского «Полет совы», произвела впечатление книги Захара Прилепина о Соловках, особенно первая ее часть. А из самарских авторов могу выделить книгу протоирея Николая Агафонова «Стоянии Зои». Впрочем, все это авторы известные и никого не удивлю. Из поэтов я считаю лучшим на сегодняшний день Евгения Чепурных.

— В чем по-Вашему задача писателя?

— Задача писателя, на мой взгляд, своим творчеством не дать забыть человеку, что у него есть душа. Для русского писателя сейчас важно не забывать о великом русском языке, который и есть душа народа. Если мы сейчас будем об этом забывать, а писать на усредненном языке, то легко можно эту душу и потерять. Православная Церковь в наши дни делает то, чем вроде бы должно заниматься государство. Так наш митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий начал издавать духовно-просветительский журнал «Древо», который в основном предназначен для молодого поколения. Для детей издается журнал «Добрыня». Более серьезная литература печатается в журнале «Духовный собеседник». То есть в митрополии реально занимаются просветительством и воспитанием.

Беседовал Илья Агафонов

Журнал «Православное книжное обозрение»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru