Издательский Совет Русской Православной Церкви: Вклад Владимирской епархии в деятельность Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Вклад Владимирской епархии в деятельность Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. 10.12.2017

Вклад Владимирской епархии в деятельность Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

На выставке «Радость Слова» с докладом, посвященным теме участия Владимирской епархии в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., выступил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. 

Блажениесте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех, такобоизгнаша пророки, иже беша прежде вас. (Мф. 5:11)

Сто лет назад произошли непредвиденные и страшные события в истории нашей Церкви и Отечества, которые потрясающе затронули весь наш православный народ и всю Россию, что стало прямым испытанием веры всех. Все это возникло под ложные лозунги о лучшей как бы свободе, пренебрегавшие на самом деле святым Евангелием. Вот как оно вещает о спасении для всех: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:31-36).  Мнимую свободу большевики насаждали чрез грабежи, убийства и злодеяния, которые трудно даже вообразить.

В это непроглядное время тьмы, свет веры не исчез. По слову Евангелия он остался в верных Богу людях:  «Вы – свет мира. ... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14-16), – и этим светом оказался Поместный Собор Русской Православной Церкви, созванный впервые за минувшие двести лет. Выступил Собор архипастырей, пастырей, монашествующих и верных чад Русской Церкви с вопросами, наболевшими за пройденное время, а также с сознанием исповедания Православия в бушующем в стране безбожии. Участники Собора как бы подняли Крест Господень в своей деятельности, рассматривая церковную жизнь в свете Евангелия (Мф. 16:24, Мк. 8:34, Лк. 9:23).

Открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви произошло 25 августа 1917, положившего начало новой Истории.  Собор 1917-1918 гг. в составе епископов, клириков и мирян явился событием эпохального значения. Все 65 епархий были представлены своими епархиальными архиереями, двумя священнослужителями и тремя мирянами. Кроме того, в Соборе участвовали 10 викарных архиереев, 20 представителей от монастырей, 26 – от военного духовенства и армии, 22 – от викарств единоверцев, 12 – от духовных академий, 15 – от академии наук и университетов, 20 – от думы и Государственного совета. Всего в работе Собора участвовали 564 делегата, в том числе 80 архиереев, 149 пресвитеров, 9 дьяконов, 15 псаломщиков и 299 мирян.

Впервые в истории нашей Церкви Поместный собор явил столь широкое представительство, что свидетельствовало об идее Собора как всецерковного собрания. Состав участников Поместного Собора 1917-1918 годов представлял собой цвет русской богословской и церковно-исторической науки, находившейся на пике своего развития. Соборной дискуссии предшествовала серьезная научная проработка и всецерковное обсуждение вопросов и проблем, которые предстояло решать на Соборе. Итогом кропотливой работы Собора стала разработка определений, касающихся епархиального управления и суда, проповедничества, духовного просвещения и других важных направлений внутрицерковной жизни.

Заседания Всероссийского Поместного Собора проходили в период, на который пришелся октябрьский переворот, оставивший определенный след в настроении участников Собора, что только их сплотило.

В те сложные для всей страны дни Владимирские Епархиальные ведомости совершенно оригинально – открыли постоянную рубрику «Письма с Собора», в которой владимирцы, участники Собора, – делились своими впечатлениями.

В составе делегации Владимирской епархии в Поместном Соборе Русской Православной Церкви принял участие Сергий (Страгородский) – архиепископ, а с 28 ноября 1917 года митрополит Владимирский и Шуйский, присутствующий член Святейшего Синода, член Предсоборного Совета, председатель Отдела о церковном суде, член Священного Синода.

Участниками Собора от Владимирской епархии были также протоиерей Николай Преображенский – настоятель Феодоровской церкви в городе Коврове; Василий Гаврилович Добронравов – епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Владимирской епархии; Неофит Владимирович Малицкий – преподаватель Владимирской Духовной семинарии, магистр богословия; Алексей Николаевич Овсянников– заслуженный преподаватель Шуйской гимназии; Александр Васильевич Авдиев – псаломщик села Орехова Покровского уезда Владимирской епархии. В работе Собора принял участие  и архимандрит Александр (Григорьев), наместник Боголюбского  монастыря Владимирской епархии,  приговоренный в 1930 году к трем годам концлагеря. 20 января (2 февраля) 1918 года в число членов собора от монашествующих Владимирской епархии вошел преподаватель Владимирской Духовной семинарии иеромонах Афанасий (Сахаров), в будущем епископ Ковровский – священноисповедник Русской Православной Церкви.

Одним из важных дел Собора стало установление памяти всех святых в Земле Российской просиявших. Появился этот праздник еще в XVI веке. Трудами митрополита Московского Макария, после соборов 1547 и 1549 годов, носивших литургический характер, были канонизированы русские святые, но Смутное время и последующие события прервали традицию празднования. Первую службу русским святым составил инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий. Среди агиографов Руси инок Григорий суздальский отличается необыкновенной литературной продуктивностью: он оставил нам в общей сложности до 14 агиологических произведений как об отдельных святых, так и сводные работы обо всех русских святых. Наиболее древний список «Службы всем русским святым», написанный им, сохранялся в рукописном сборнике Троице-Сергиевой Лавры начала XVII века № 337 (лист 557 и следующие).  До обработки 1917 года «Служба всем русским святым», написанная иноком Григорием, была напечатана дважды: один раз в Кракове в первой половине XVIII века, а другой раз в Гродно в 1786 году. В настоящее время и то и другое издание является библиографической редкостью. Один экземпляр издания 1786 года хранится в  Российской государственной библиотеке, где он находится в музее редкой книги.

В тяжелое для России время, как никогда, требовалось заступничество и молитвенная помощь святых Русской Земли. Большой вклад в прославление русских святых сделал архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский), который составил  «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду Преосвященных всех епархий в 1901-1902 годах». Поместный Собор принял решение восстановить праздник в церковном календаре, а работой по составлению службы русским святым занялись историк-востоковед профессор Петроградского университета Борис Александрович Тураев и будущий священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, который посвятил редактированию службы и ее исправлению почти 35 лет своей жизни.

Текст службы отражает состояние гонимой в XX веке Русской Церкви, призывающей на помощь своих святых: «Приидите, Небеснии предстателие наши, к нам, вашего требующим милостивнаго посещения, и избавите озлобленныя мучительскими прещении и лютаго неистовства неверных, от нихже, яко пленницы и нази, гонимиесмы, от места на место часто преходяще и заблуждающе в вертепех и горах. Ущедрите убо, прехвальнии, и даруйте нам ослабу, утолите бурю и угасите еже на ны негодование, Бога моляще, подающаго вами земли нашей велию милость».

Монахиней Иулианией (Соколовой) по благословению святителя была написана икона всех русских святых. Владыка Афанасий подробно описал замысел этой иконы. На ней изображены Киев и Москва. Первый город – как основание русского Православия, а второй – как его сердцевина. На иконе также изображен Успенский собор Московского кремля как главная святыня, три иконы Богородицы, связанные с Русью – Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также многие русские святые. Эта икона не столько изображение святых (поскольку невозможно было изобразить всех святых, как и не все имена вошли в службу), сколько образ русской святости.

Поместный Собор 1917-1918 годов был Собором новомучеников. Многие из тех, кто выступал на Соборе против патриаршества, впоследствии доказали свою преданность Церкви исповедническим подвигом. Среди них в лике священномучеников ныне прославлен протоиерей Николай Добронравов, ставший впоследствии, архиепископом Владимирским и Суздальским, наиболее яркий представитель противников патриаршества, который позднее стал одним из верных последователей и сподвижников Патриарха Тихона.

Многие решения остались на бумаге, но на Соборе был сделан исторически важный шаг: избран Святейший Патриарх, будущий молитвенник, заступник и печальник разоряемой Русской земли. В этом проявился новый духовный подъем Русской Церкви. Право, вынуть жребий об избрании Патриарха, было предоставлено участнику Поместного Собора преподобному Алексию Зосимовскому (+1928, 19 сентября/ 2 октября). Происходило это следующим образом: перед началом богослужения митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) в алтаре написал на пергаментах имена кандидатов на патриаршество и положил в специальный ковчежец. Во время литургии из Успенского собора была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери. По окончании Божественной литургии из алтаря вышел молившийся там старец Алексей. Встав перед чудотворной иконой, он стал усердно молиться, и изредка клал земные поклоны. Начался торжественный молебен. По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан. Старец Алексий трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир прочел: «Тихон, митрополит Московский».

После прекращения работы Собора в сентябре 1918 года и распада системы высшего церковного управления, именно институт патриаршей власти обеспечил каноническое преемство высшего управления Русской Православной Церкви в тяжелых условиях существования в атеистическом государстве, что позволило в будущем заложить прочное основание в здание высшего управления нашей Церкви.

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru