Издательский Совет Русской Православной Церкви: Год единства русских классиков

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Год единства русских классиков 28.11.2017

Год единства русских классиков

Предлагаю будущий год объявить Годом единства русских классиков. Не на официальном уровне, конечно. Это лишнее. А вот просто мы, влюбленные в русскую литературу, могли бы для самих себя назвать 2018 год Годом единства русских классиков.

Четыре юбилея - и каких!

28 марта - 150 лет М. Горькому (Алексею Максимовичу Пешкову).

9 сентября - 190 лет Льву Николаевичу Толстому.

9 ноября - 200 лет Ивану Сергеевичу Тургеневу.

11 декабря - 100 лет Александру Исаевичу Солженицыну.

Зачем? Это, как ни странно, не простой вопрос.

Казалось бы, все вменяемые люди в России должны понимать, что такого масштаба писателей, родившихся со сравнительно небольшими разрывами во времени, нет, пожалуй, ни в одной стране. И здесь мой патриотизм вспыхивает ярким пламенем. У меня разное отношение к тем или иным произведениям этих гигантов, я далеко не однозначно оцениваю и некоторые моменты их жизни.

Но эти мои переживания глубоко интимные. И учителям в школах, прежде чем "анализировать" произведения этих писателей, входящие в школьную программу как "обязаловка", нужно просто и откровенно рассказать о них как о людях, в том числе и со своими слабостями, и со своими ошибками, и даже со своими пороками.

Нужно рассказать, например, что все они очень рано потеряли отцов, Солженицын - еще до своего рождения. Двое (Горький и Толстой) рано стали полными сиротами. Что не все имели высшее образование. Тургенев и Солженицын закончили свои университеты (Московский и Ростовский), а Горький и Толстой, несмотря на то что один был "из низов", а второй - родовитым аристократом, никаких вузов так и не закончили и были, по сути, "самоучками". Или о том, что трое из них (Тургенев, Горький, Солженицын) весьма долго прожили за границей по разным причинам, но это вовсе не означает, что они любили ее больше России. Нужно рассказать и об их отношениях с женщинами. И о том, как по-разному они умирали. О круге их друзей и врагов. Нужно прежде всего дать понять, что в XIX и начале ХХ века в России родились четыре очень сложных русских человека. Над которыми Бог или природа потрудились как-то особенно, специально. Но главное - они сами потрудились над собой, создавая каждый свою особенную судьбу.

Молодого Тургенева его мать Варвара Петровна в письмах постоянно ругала за трусость и слабый характер. Толстого его старшие братья в детстве называли "Лёвой-рёвой", потому что он плакал по любому поводу, а в молодости - "самым пустяшным малым", потому что он вел безалаберный образ жизни, и никто не верил, что из него вообще что-то путное выйдет. Горького в юности называли "Грохалой" не только за его громкий голос, но и за грубые манеры, и одевался он в молодости крайне безвкусно, и выглядел порой смешно, и девушки его не любили, что стало одной из причин его попытки самоубийства. Солженицын, прежде чем стать "борцом с режимом", и в комсомол вступил, и марксизм-ленинизм в университете изучал дополнительно, и в первые годы войны работал над повестью "Люби революцию". Так что не все у них было просто.

Не все просто было и в их отношениях с Россией. Не нужно внушать детям, что русский классик - стопроцентный патриот. Тургенев был "западником". Его вообще как писателя открыли во Франции, и даже "Записки охотника" были напечатаны сначала во Франции. Толстой находил несовместными патриотизм и христианство, а Горький вообще мог написать: "чуждый национализма, патриотизма и прочих болезней духовного зрения", - но при этом продолжить: "... я вижу русский народ исключительно, фантастически талантливым, своеобразным". А сколько "патриотов" сегодня обвиняют Солженицына в развале страны, чуть ли не в измене и предательстве Родины! А сколько глупостей до сих пор и говорится, и пишется о том, что Толстой виноват в революции 1917 года . А все эти разговоры о том, что Толстой - "враг христианства, потому что враг Русской православной церкви". Да и Тургенева можно за чрезмерный "либерализм" и преклонение перед западной культурой на суд истории привести и дать пожизненный срок посмертно (простите за каламбур).

Но не в этом единство этих великих людей. Их единство, во-первых, в том, что они составляют славу русской литературы и в России, и за рубежом. Это - самые известные русские писатели в мире вместе с Чеховым и Достоевским. Только не надо говорить, что это ничего не значит, и мы "сами с усами" и "шапками всех закидаем". Мировое признание не может быть результатом заговора ни масонов, ни ЦРУ. И его искусственно не сконструируешь. Во-вторых, эти люди, да, реально влияли на русскую историю. Они не были равнодушны к судьбе России и мира. Они все были общественно значимыми фигурами, их мысли становились мнением общества и меняли его развитие.

И я считаю, что правильно меняли. Лично я не хочу возвращаться ни в крепостническую страну, с которой яростно боролся Тургенев, ни в православное царство-государство, с которым спорил Толстой, ни в дореволюционную Россию, в которой Горький видел не роскошные дворцы, а лачуги, отсутствие электричества и всеобщего образования. Ни в мифический СССР, который является моей родиной, но который идеологически обанкротился гораздо раньше, чем развалился. Я хочу жить в своей стране и быть благодарным за это в том числе и своим литературным классикам.

А иначе - мы сами-то кто?

Павел Басинский

Источник: «Российская газета»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru