Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Евангелие Федора Достоевского 22.11.2017

Евангелие Федора Достоевского

Расшифрованы тайные пометки писателя на полях главной для него книги.

В Москве представили факсимильное издание Евангелия, которое принадлежало Достоевскому. Эту книгу он читал всю жизнь, с каторги и до самой смерти. Ученые сумели найти полторы тысячи знаков, отметок, сделанных великим писателем. Что же более всего волновало Достоевского при чтении Евангелия? Являются ли его тайные пометки ключом к художественным открытиям?
Даже внешний вид издания уникален: пять томов вложены в футляр в виде каземата — с тюремными воротами и маленькими окнами. Главный том — факсимильное Евангелие Достоевского. Слева и справа от него — комментарии к пометкам писателя. Еще два тома — сборники научных материалов и исследований.

— В мировой литературе было немало авторов, которые превосходно знали Библию, — говорит один из создателей проекта, доктор филологических наук Владимир Захаров. — Но вряд ли найдется кто-либо еще, кто, как Достоевский, четыре года читал лишь Евангелие, пережил и прожил его как свою судьбу.

Воскрешение Раскольникова

Книгу Достоевскому подарила жена декабриста Фонвизина. Случилось это после оглашения приговора петрашевцам, в Тобольске, где каторжане ждали отправки в Омский острог. Жены декабристов добились у начальника пересыльной тюрьмы свидания с заключенными и подарили каждому Новый Завет. С Натальей Фонвизиной Достоевский потом долго переписывался. Именно ей адресованы его известные слова о том, что лучше «оставаться с Христом, чем с истиной».
«Евангелие — единственная книга, позволенная в остроге, — вспоминал Федор Михайлович. — Она лежала под моей подушкой в каторге. Я читал ее и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного…»
Из Омского острога писателя перевели в Семипалатинск. Он бывал в Барнауле, Кузнецке, Твери, а после амнистии вернулся в Петербург. Евангелие всюду с ним. Первые пометки на нем сделаны кончиком ногтя: письменных принадлежностей заключенным иметь не полагалось. В дальнейшем знаки наносятся бережно: сухим пером, карандашом, редко — чернилами.

Больше всего пометок на текстах Иоанна Богослова. Именно его Евангелие дало толчок для развития сюжета «Преступления и наказания». Вот начало важнейшего эпизода, когда Соня читает Раскольникову о воскрешении Лазаря: «На комоде лежала книга — Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».
Это описание в точности соответствует Евангелию самого автора. К рассказу евангелиста о Лазаре ученые обнаружили 14 пометок, сделанных в разные годы. Мотивом воскрешения, восстановления падшего человека и завершается роман: на каторге Раскольников вспоминает о чуде, совершенном Спасителем, и просит священную книгу у Сони.

Апокалипсис сегодня

Отдельная тема — пометки Достоевского на полях Апокалипсиса. В тексте, полном сложных символов и пророчеств, он искал ключ к пониманию процессов, происходящих в мире. Его мучило противоречие между развитием цивилизации и оскудением веры. Попытки устроить жизнь на основе социальных теорий, по мысли писателя, могут обернуться адом, потому что игнорируют главное — заповеди и волю Творца.

В начале 1870-х, обдумывая план романа «Бесы», Достоевский перечитывает Откровение Иоанна Богослова. Пророчества любимого ученика Христа стали стимулом для книги, которую тоже назовут пророческой. «И видел я зверя, выходящего из земли» — напротив этих слов Федор Михайлович пишет: «Соцiал», то есть «социализм». Зверь, как сказано в Апокалипсисе, «говорит гордо и богохульно», будет вести войну со святыми и на какое-то время победит их...

«Великая блудница» сядет на «звере багряном», имеющем семь голов. Позже кто-то в связи с этим вспоминал красного коня с картины Петрова-Водкина, кто-то — первое политбюро из семи большевиков, созданное в октябре 1917 года. Достоевский пытается постичь смысл будущих событий и пишет на полях: «цивилизацiя».

Семь голов зверя — «семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть». Это место писатель комментирует изобретенным им словом «общечеловек», что значит — герой нового, «научного» времени, без веры, без тайны, без корней, лишенный всякого идеала и своеобразия. Потребитель, ставший главным объектом политических манипуляций и философских исследований уже в XX веке.

620 страниц под микроскопом

Как специалисты разглядели мельчайшие, часто бесцветные знаки на старинной книге? На помощь пришла современная оптико-электронная техника. Каждую из 620 страниц Евангелия сняли цифровой камерой при специальном освещении. Чтобы обнаружить ногтевые отметки, оптику наклоняли под углом до 40 градусов и снимали в черно-белом режиме изображения для большей контрастности.

Полученные снимки изу­чили на компьютере при 40-кратном увеличении. Малейшие шероховатости, царапины, потертости и даже микроскопические следы пыли, въевшиеся в бумагу со времен каторги, — все это оказалось перед глазами ученых. То, что еще в конце прошлого века знатоки Достоевского считали навсегда утраченным, ожило и вошло в научный обиход.

— За годы кропотливого труда удалось установить 1426 помет, сделанных рукой Достоевского, — рассказывает заведующий отделом рукописей РГБ, доктор исторических наук Виктор Молчанов. — Наиболее важные для него фрагменты Евангелия писатель 364 раза отметил ногтем, и это, скорее всего, было в самый мучительный период пребывания на каторге, когда ему запрещалось писать. Кроме того, нам удалось выявить в тексте Нового Завета 299 помет карандашом, 30 чернилами, 14 — сухим пером.

Такая работа не просто исследование, а знак особой любви к великому писателю. Специалисты говорят, что в России создали новое научное направление — оптико-электронную текстологию, и произошло это при изучении Евангелия Достоевского.

«Надлежит исполнить всякую правду»

26 января 1881 года у Федора Михайловича внезапно возникло горловое кровотечение. Врачи поставили диагноз: разрыв легочной артерии. Ему запретили разговаривать. В тот же вечер пришел священник. Достоевский исповедался и причастился.

Ранним утром 28 января он позвал жену Анну Григорьевну и сообщил ей, что сегодня умрет. На ее возражения попросил открыть Евангелие на любом месте. Она раскрыла и прочитала: «Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Днем кровотечение возобновилось. За два часа до кончины он позвал детей, обнял их, благословил и попросил передать свое Евангелие сыну Федору. Вскоре началась агония.
Последнюю пометку в главной для Достоевского книге сделала Анна Григорьевна. Карандашная запись почти стерлась, но благодаря усилиям ученых и ее удалось восстановить: «Открыты мною и прочтены по просьбе Федора Михайловича в день его смерти, в 3 часа».

Михаил УСТЮГОВ

Источник: «Крестовский мост»









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru