Издательский Совет Русской Православной Церкви: Электронная коммуникация

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Электронная коммуникация 03.02.2017

Электронная коммуникация

День современного человека почти уже невозможно представить себе без Интернета: электронных библиотек, новостных порталов, социальных сетей. Интернет существенно облегчает нашу жизнь, но он же расставляет перед пользователем разнообразные ловушки. Перед соблазнами электронной коммуникации непросто устоять даже взрослому, что уж говорить о ребенке или подростке. О том, как уберечь ребенка от опасностей в Сети, мы беседуем с Алексеем Несмашным, помощником уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области, директором Центра развития гражданского общества.

— Такое выражение, как «ловушки в Интернете», можно услышать довольно часто, но не все, наверное, имеют четкое представление о том, в чем они состоят. Каковы они, в чем их суть?

— Это мошенничество, продажа наркотиков, реклама запрещенных организаций, группы в социальных сетях, вовлекающие подростков в противоправные действия, сайты, пропагандирующие деструктивные модели поведения — например, суицид. Опасностей великое множество, и чтобы уберечься от них, мы должны понять, что в основе действия всех этих «ловушек» и «капканов» лежит один и тот же механизм — возникновение доверия к источнику информации.

Интернет — это интерактивная среда, поэтому он влияет на нас гораздо интенсивнее, чем книги, реклама, газеты, телевидение. Информация из этих источников тоже может и озадачить, и напугать ребенка. Но проблема в том, что, столкнувшись с чем-то непонятным именно в Интернете, ребенок, скорее всего, обратится за разъяснениями не к маме и папе, а опять же к Интернету — и, весьма вероятно, получит ответ из источника весьма сомнительного качества. К сожалению, дети и подростки склонны доверять информации такого рода безоговорочно и редко подвергают ее критическому анализу.

В Интернете легко возникает не только доверие к сомнительным источникам информации, но и доверие к людям, о которых нам порой ничего не известно. И это неудивительно, ведь зачастую мы общаемся с нашими неизвестными собеседниками о том, что нам близко, дорого, интересно, поэтому общение такого рода сразу переходит на глубокий личностный уровень.

Попадая в Интернет, ребенок как будто оказывается в толпе людей, с которыми он общается и о которых его родители зачастую ничего не знают — и даже не могут уследить за его контактами, потому что нередко дети разбираются в технической стороне вопроса гораздо лучше, чем старшее поколение. Но дети при этом все равно остаются детьми: они могут не понять, что кто­-то пытается использовать их доверие, они не имеют внутренней защиты, выработанной опытом, которая есть у нас, взрослых.

— К чему это использование детского доверия приводит на практике?

— Вариаций злоупотребления доверием множество — от сбора конфиденциальной информации до виртуальных сексуальных домогательств. Самая распространенная схема мошенничества заключается в том, что злоумышленник, познакомившись с подростком, постепенно выведывает у него, где он живет, когда возвращаются домой мама и папа, каков его распорядок дня, и находит подходящий момент, чтобы обворовать его квартиру. Пользуясь доверием подростка, ему можно что-то продать, или что-то у него купить, или выманить его на встречу, которая может закончиться самым плачевным образом. Большую опасность представляют собой группы в социальных сетях, которые «программируют» пользователя на определенную модель поведения: например, в игровой форме подталкивают подростка к воровству.

— А если родители с малых лет ребенку объяснили, что воровать — это грех, это нехорошо, стыдно, станет ли это барьером, который защитит его от манипуляций?

— К сожалению, не всегда. Дети, как и взрослые, — разные. Кто-то в принципе не способен украсть, а кто-то готов «поиграть», предполагая, что ничего серьезного не происходит — это просто игра. У каждого сетевого ресурса подобного рода есть своя целевая группа, куда входят ребята с определенными характеристиками. Когда ребенок попадается на эту уловку, в его душе идет борьба тех мотиваций, на которые давит манипулятор, и тех ценностей, которые заложили в нем семья и школа. Если заложили… Юношеский максимализм, задор, озорство свойственны детям, но эти качества могут найти правильное и неправильное применение. Правильное — это спортивные и социальные достижения и возникающее на этой основе неформальное лидерство. А неправильное — это «лайки» в соцсетях: тоже лидерство в своем роде, но лидерство, режиссируемое извне.

— Действительно ли существуют в Сети такие группы, которые подталкивают детей к суициду?

— Скажем более осторожно: в Интернете существуют такие группы, в которых вопросы суицида обсуждаются в положительном ключе и где работа с читателями и участниками этих сообществ ведется системно. При определенных условиях участие в этих обсуждениях может нанести вред неустойчивой психике ребенка или подростка.

— При определенных условиях? Значит, все-таки не любого подростка, который случайно зашел на опасную страничку в социальной сети, можно подтолкнуть к непоправимому шагу?

— Все-таки нет, не любого. Хотя нам часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда трагедия случилась в благополучной семье, с благополучным ребенком. Но без предпосылок, без внутреннего кризиса, совершенно на ровном месте ребенок не вступит в опасную игру. Вопрос в том, заметят эти предпосылки родители или нет. В некоторых семьях не принято делиться сокровенным, и там родителям сложно заметить изменения в характере ребенка. Попасть в опасную среду может любой, но останется в ней, «утонет» только тот, у кого есть нерешенные внутренние проблемы.

— Почему потенциально опасные группы не закрывают?

— Потому что они вновь откроются. Ликвидируя ту или иную площадку, мы не ликвидируем социальные связи, которые эти группы создали.

— Совсем уйти от контактов в Интернете невозможно, но, может быть, учитывая степень риска, их нужно свести к минимуму или совсем запретить детям до определенного возраста пользоваться сетевыми ресурсами?

— Прежде всего, не стоит говорить о том, что Интернет опасен сам по себе. Интернет — это среда, порожденная техническим прогрессом. Интернет является источником полезной информации, он расширяет наши социальные связи, помогает преодолеть расстояния. А опасной может быть любая среда — например, вода или лес, если не знать правил поведения в этой среде.

Изолируя ребенка от угроз Интернета, мы не защищаем его, а создаем условия для того, что рано или поздно он с ними столкнется и окажется перед ними беззащитным.

Почему иногда жертвами Интернет-мошенников становятся дети из благополучных семей? Как раз потому, что родители, пытаясь изолировать своего ребенка от опасностей, не научили его, как себя вести в подобных ситуациях, и когда таких ребят начинают грамотно «раскручивать», они не знают, что с этим делать.

Не нужно давать ребенку возможность выходить в Интернет в качестве награды, ведь награда — это нечто такое, что он жаждет получить. Это очень распространенная ошибка родителей. Лучше относиться к Интернету как к части нашей жизни, как к инструменту, который ребенок может использовать для собственного развития.

— Что же делать, если запрещать — бесполезно?

— Нужно развивать в детях критическое мышление, чтобы они воспринимали информацию не как руководство к действию, а как повод к размышлению. Этому нужно обучать в школе — существуют специальные методики, которые в игровой форме учат правилам критического осмысления информации. Но главное, конечно, семья. Нужно, чтобы между родителями и детьми царило доверие. Мы должны быть рядом, сопровождать ребенка в Интернете так же, как мы переводим его через дорогу — за руку, отвечать на его вопросы и формировать правильное отношение к этой интерактивной среде.

— Что значит «быть рядом»? Быть у ребенка «в друзьях» «ВКонтакте»? Смотреть его переписку? Можем ли мы так глубоко вторгаться в его личное пространство?

— Быть рядом — значит быть для ребенка реальным, а не виртуальным другом. Нужно постараться сделать так, чтобы Интернет был такой же частью его жизни, как и любое другое повседневное явление — как его комната, его место за столом. Ведь его рабочее место не запретно для родственников? А если он и в этом прячется от вас, значит, он чувствует в вас угрозу. Интернет — это та же самая личная комната, но виртуальная. Ребенок рассказывает вам про своих школьных друзей? Пусть расскажет и про друзей виртуальных.

Что касается просмотра переписки, это все-таки крайняя мера, которая говорит о том, что доверия между вами уже нет. Но это можно сделать, если вы чувствуете, что кто-то неизвестный завладел доверием вашего ребенка, вы не знаете кто и чувствуете угрозу.

— Нужно ли ребенку прямо рассказать о тех опасностях, о которых мы сейчас говорим?

— Да, об этом стоит рассказать. Интернет и его угрозы — это часть окружающего мира, и мы должны с этим познакомить ребенка.

— Когда имеет смысл это сделать, в каком возрасте? Как выбрать подходящий момент?

— Тогда, когда ребенок начинает знакомиться с Интернетом, когда вы чувствуете, что он начинает интересоваться жизнью в Сети. Только важно не напугать его и не создать вокруг этого вопроса ажиотаж. Сейчас дети начинают выходить в Сеть примерно в 1-2-м классе. Хочу подчеркнуть: мы не можем сказать однозначно, что если ребенок начнет пользоваться Интернетом, скажем, в 6 лет, то он гарантированно столкнется с той или иной проблемой. Но можно сказать, что ребенок с очень большой долей вероятности столкнется с опасностью, если он пользуется Сетью исключительно самостоятельно, то есть без сопровождения родителей.

Алексей Несмашный

Источник: Православие и современность









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru