Издательский Совет Русской Православной Церкви: Позвольте ваш автограф, читатель!

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Позвольте ваш автограф, читатель! 09.01.2017

Позвольте ваш автограф, читатель!

Когда выступаешь в библиотеках, книжных магазинах, на ярмарках, где принято встречаться писателям и читателям, самые приятные слова, которые можно услышать: "Спасибо вам за ваши книги!" На этот случай я заготовил ответ: "Спасибо вам за то, что их читаете!" До последнего времени он казался мне ритуальной формой вежливости, и я даже несколько гордился тем, что придумал его. Но последнее время я все больше понимаю, что это не форма вежливости, а вполне серьезный и конструктивный ответ. Потому что мы семимильными шагами идем к тому, что неизвестно будет, кто кого должен первым благодарить: читатель писателя или наоборот.

По данным ВЦИОМ, главным (самым востребованным) писателем 2016 года россияне назвали Дарью Донцову. Ну и что, скажут мне мои друзья-писатели, среди которых Дарья Донцова не числится. Ну и что, скажут они, она и в прошлом году была писателем года. И в позапрошлом. И вообще, кажется, всегда.

Есть еще и такая реакция со стороны "серьезных" писателей на эти рейтинги: "А кто такая Донцова? Я не читал ни одной ее книги". Но на это можно ответить аналогично: "Ну и что? И она ни одной вашей не читала".

Перефразируя пушкинские слова: "Неуважение к именам, освященным славою, первый признак невежества и слабомыслия...", я бы сказал: неуважение к читателю - первый признак заносчивости и... тоже слабомыслия.

Дело не в том, что Донцова в этом году возглавила рейтинг наиболее читаемых писателей. Дело в том, что она возглавляет его уже который год и ее имя стало нарицательным. Если хотите одним словом назвать феномен популярной литературы в России, скажите просто: "Донцова". "Наше всё" - Пушкин, великая проза - Толстой и Достоевский, поэт интеллигенции - Бродский. Популярный писатель - Донцова.

"Это проблема читателей, - говорят мне друзья-писатели. - Хотят ее читать, пусть читают".

С этим вроде бы не поспоришь. "Каждый пишет, как он дышит", и тому подобное. Но почему-то автор этой фразы Булат Окуджава "дышал" так, что был нарасхват.

"Не надо заигрывать с читателем", - я часто слышу в писательском кругу. Но вот открываю главный роман главного прозаика XIX века Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы". Буквально первые же его строки: "Начиная жизнеописание героя моего, Алексея Федоровича Карамазова, нахожусь в некотором недоумении. А именно: хотя я и называю Алексея Федоровича моим героем, но, однако, сам знаю, что человек он отнюдь не великий, а посему и предвижу неизбежные вопросы вроде таковых: чем же замечателен ваш Алексей Федорович, что вы выбрали его своим героем? Что сделал он такого? Кому и чем известен? Почему я, читатель, должен тратить время на изучение фактов его жизни?"

Только не говорите, что обращение к читателю - это литературный прием. Это сегодня будет литературным приемом. А в XIX веке это был прием не литературный, а журнальный. Романы сначала выходили в журналах, а журналы выходили для того, чтобы освещать, просвещать и ставить проблемы. Читатели той эпохи были настолько простодушными, что сравнивали и даже - о боже! - отождествляли себя с романными героями, так что прежде чем представить своего нового героя Алешу Карамазова, а он точно не был похож ни на Онегина, ни на Печорина, ни на Базарова, Федору Михайловичу действительно необходимо было объясниться.

Сегодня подобное объяснение считается признаком дурного тона. А почему собственно? Иногда очень хочется повредничать, походить на встречи писателей с читателями и методично задавать им один и тот же вопрос: "Зачем вы это написали?"

Лучше так: "Для кого вы это написали?"

Нормальные же вопросы! "Зачем?", "для кого?", "о чем?". В конце прошлого года я делал интервью со знаменитейшим английским прозаиком Джулианом Барнсом, который приезжал в Москву на нашу ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction. Сознаюсь, в чисто провокационных целях я задал ему "глупейший" с точки зрения "профессионала" вопрос: о чем все-таки написан его роман "Предчувствие конца", за который он получил самую престижную в англоязычном мире премию Букер? Я был почти наверняка уверен, что высокомерный британец ответит мне что-то вроде: ну так прочитайте более внимательно, это ваши читательские, а не мои писательские проблемы, а я пишу, как дышу... Ничего подобного! Он ответил так: очень жаль, что вы меня не поняли. Мой роман написан о том-то и том-то. С этого момента я уважаю Барнса еще больше. Он действительно большой писатель! Потому что уважает своего читателя.

Господа писатели! Больших читателей становится все меньше и меньше. Их надо ценить. Их надо беречь. Большие, серьезные читатели постепенно становятся штучным явлением, настолько штучным, что я начинаю узнавать их в лицо в толпе и метро, как узнаю русских за границей. У этих людей не совсем обычные лица. Даже если в руках у них в это время нет книги. У них необычные глаза. Они смотрят на жизнь иначе. Через прочитанное.

И поверьте, недалек тот день, когда писательско-читательские встречи будут проходить в другом формате. Вообразите объявление в книжном магазине: "Уважаемые писатели! Сегодня у нас в гостях любезно согласился побывать известный читатель Иван Иванович Иванов! В этом году он внимательно, с карандашом в руках, прочитал десять ваших романов, за что удостоился первой премии "Большая книга"! Он расскажет о своей нелегкой читательской судьбе и ответит на все ваши писательские вопросы!"

Придем?

Павел Басинский

Источник









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru