Издательский Совет Русской Православной Церкви: Встреча «Преподобный Паисий Святогорец. Святой нашего времени» состоялась в Москве

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Встреча «Преподобный Паисий Святогорец. Святой нашего времени» состоялась в Москве 02.11.2016

Встреча «Преподобный Паисий Святогорец. Святой нашего времени» состоялась в Москве

1 ноября 2016 года в Москве прошла встреча «Преподобный Паисий Святогорец. Святой нашего времени», в рамках которой состоялась презентация книги «Житие преподобного Паисия Святогорца», выпущенной издательством «Орфограф». Встреча проходила в главном корпусе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — в Московском епархиальном доме (Лихов пер., 6), сообщает «Орфограф».

Собравшимся гостям было предложено афонское угощение — лукум и вода — именно так, в согласии с традициями Святой горы Афон, встречал паломников старец Паисий.

Приветствуя собравшихся, проректор ПСТГУ протоиерей Николай Емельянов выразил свою радость о том, что в этом историческом здании после реконструкции вновь начинаются открытые встречи, и что первая из этих встреч посвящена такому удивительному святому как преподобный Паисий Святогорец. Отец Паисий нам родной, близкий и понятный, несмотря на то, что в целом мир греческого православия и греческой культурной традиции отстоит от нашей весьма далеко, отметил он.

Соорганизатором встречи выступило издательство «Никея», получившее эксклюзивные права на распространение «Жития преподобного Паисия Святогорца». Николай Бреев, генеральный директор издательства «Никея», отметил, что пространное жизнеописание старца Паисия выходило еще раньше, в 2006 году, до канонизации старца в лике преподобных, но для православной книжности вполне естественно наличие разных житий, раскрывающих различные аспекты жизни святого и дополняющих друг друга. Поделившись своим опытом посещения Свято-Преображеского скита Данилова монастыря, где велась подготовка книги к изданию, Николай предоставил слово насельнику этого скита иеромонаху Пантелеимону (Королеву), главному редактору издательства «Орфограф».

Иеромонах Пантелеимон уподобил встречу тому евангельскому празднику, которое устроила некая женщина, нашедшая потерянную драхму (Лк. 15:8-9). Обретенной драхмой стало новое житие старца, нашедшее теперь своего русского читателя. Рассказав о том, с какой тщательностью готовили к изданию греческий оригинал жития сестры обители св. Иоанна Богослова в Суроти (Греция), отец Пантелеимон обозначил основные отличия книги от того, что было опубликовано о старце Паисии ранее.

Особенно глубокой и сильной отец Пантелеимон назвал последнюю главу книги, в которой описано, как преподобный Паисий, претерпевая страдания от многочисленных раковых метастаз, но вдохновляемый «мученическим мудрованием», до последнего дня утешал и духовно помогал множеству паломников.

Слушателям также было небезынтересно узнать о том, как редакция решала сложные задачи по переводу. Например, редакции удалось выяснить происхождение слова «тангалашка» — такое прозвище старец дал диаволу. Оказалось, что тангалаки (или башибузу́ки) — это нерегулярные и почти неуправляемые военные отряды в Османской империи, состоявшие из сорвиголов, славившихся своей жестокостью; им не платили жалованья, а питались они за счёт мародёрства, грабя и убивая мирное население. Такое объяснение помогает лучше понять образ бесов, который рисует старец Паисий — это дерзкие и жестокие разбойники, нападающие на нашу душу, но не имеющие над ней власти. Издание жития снабжено многочисленными сносками, картами, именным и географическим указателем. Всё это помогает русскому читателю легче ориентироваться в греческих и других иностранных реалиях.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель московского подворья Оптиной пустыни, согласился с тем, что преподобного Паисия можно сравнивать со старцем Амвросием Оптинским по легкости и образности речи, и напомнил слушателям целый ряд ярких параллелей между техническими изобретениями и принципами духовной жизни, которые употреблял старец Паисий. Отец Мелхиседек поделился со слушателями историей о своей личной встрече с преподобным Паисием в 1993 году, за год до кончины старца. Рассказав немало назидательных и душеполезных историй, отец Мелхиседек особый упор сделал на завете преподобного старца «включать добрый помысл» и стараться оправдать ближнего.

Подводя итоги встречи и высоко оценив переводческую работу, отец Николай Емельянов добавил, что выход жития преподобного Паисия Святогорца, безусловно, является значительным событием.

Источник









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru