Издательский Совет Русской Православной Церкви: Николай Лобастов: «Самая красивая книга – человеческая жизнь»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Николай Лобастов: «Самая красивая книга – человеческая жизнь» 19.10.2016

Николай Лобастов: «Самая красивая книга – человеческая жизнь»

18 октября 2016 года в рамках выставки-форума «Радость Слова», проходящей в городе Кирове в дни XXI Свято-Трифоновских чтений, состоялась встреча учителей литературы и школьных библиотекарей с педагогом – писателем Н.А. Лобастовым, автором серии книг «Записки сельского учителя».

Писатель Николай Лобастов, встретился с учителями литературы и школьными библиотекарями в МКОУ ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования». Разговор шел о русской литературе, прочтении произведений классиков через призму Евангелия, воспитательной роли книги и человеческом счастье.

В ходе беседы учитель-практик из Нижегородской области поделился с кировскими педагогами своим подходом к прочтению и преподаванию русской литературы. Николай Алексеевич Лобастов соотносит идеи классиков русской литературы с Евангелием, поступки героев известных произведений рассматривает через соблюдение – либо преступление – заповедей Господа. Свои наблюдения, основанные на скрупулезном анализе произведений русских классиков, изучаемых в школе, Н.А. Лобастов отразил в многотомном духовно-просветительском труде «Записки сельского учителя».

Автор обратил внимание педагогов, что именно через призму духовной традиции Православия раскрывается глубокий подлинный смысл произведений, составляющих школьную программу по литературе. В своих утверждениях автор опирается на труды русских мыслителей Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, В.С. Соловьева, И.В. Кириевского, И.Л. Солоневича, И.А. Ильина и многих других, а также на литературоведческие труды русской эмиграции. Свои труды Н.А. Лобастов заключил в четыре тома, сейчас работает над пятым. Общие мировоззренческие понятия, на которых строится школьное литературоведение: гуманизм, просвещение, прогресс, реализм – автор пытается рассмотреть с несколько иных позиций, подкрепляя свои рассуждения многочисленными цитатами из трудов писателей, философов и мыслителей XIX и XX веков.

«Я бесконечно рад попасть на Вятскую землю, мои корни из Арбажского района Вятского края, сам живу в небольшом городке Лысково соседней Нижегородской области, имею 28 лет педагогического стажа…», – представился в начале встречи писатель и рассказал вкратце о своих духовных поисках на пути к православной вере.

В ходе лекции Николай Алексеевич обратил внимание педагогов на особое воспитательное значение произведений Пушкина, Достоевского. Н.А. Лобастов заметил, что главные положительные герои произведений этих писателей («Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Преступление и наказание») знали, что «Бог есть, а, значит, не все позволено», что право детей – слушать родителей, а если преступили закон в своей душе, то не минуема страшная расплата. И те, кто имел Бога в душе, был воспитан с детства в православной вере, не мог преступить черту либо, оказавшись в бездне, умел снова найти тропинку к свету: и Татьяна Ларина у Пушкина, и Сонечка Мармеладова у Достоевского обретают счастье. А Евгений Онегин – нет, он только может быть поражен, когда сталкивается с характером Татьяны, а все потому, что в душе Татьяны живет Бог, который ему неведом.

«Иногда приходится слышать, что до XVIII века в плане культуры мы не так много имели… а, мол, на Западе – живопись, театры, литература… Но что я обнаружил: русские люди жизнь поняли. Самая главная книга – это человеческая жизнь, – заметил Николай Алексеевич. – Хотим написать красивую книгу? Жить красивой жизнью нужно, она и есть лучшая книга. Любимая мысль Гоголя. Мы этим и занимались… Мы не рисовали картины, в отличие от Европы, не плясали, не играли… Мы жизнь строили. У нас монастыри. На Западе отошли от этого и начинали придумывать. А мы ничего не придумывали. Мы исполняли. Твоя задача, человек, выполнить свое предназначение. Тысячу лет Россия так жила – красиво. Об этом говорит одно из самых лучших произведений всех времен и народов – «Капитанская дочка» Пушкина…». Далее рассказчик процитировал несколько эпизодов из названной книги.

Остановился Н.А. Лобастов на темах страдания, прощения, любви и семьи, которые раскрываются в разных аспектах произведений русских классиков. Сельский учитель выразил мнение о предупреждающих образах, поступки героев, как, например, «Бедной Лизы» Карамзина или «луча в темном царстве» – Катерины у Островского, Аси у Тургенева ни в коем случае не должны служить для юных читателей примерами для подражания. По мысли Лобастова, напротив, педагог должен разъяснить на этих литературных образах действие греха и его губительные для души последствия.

Николай Лобастов обратил внимание, что произведения Тургенева, Толстого, Чехова, Булгакова, Бунина и особенно поэтов Серебряного века самим педагогам важно прочитывать с особенным вниманием, чтобы не увлечь молодые души в плен греховных соблазнов, из произведений и описываемых судеб героев, прежде всего, извлекать нравственные уроки. Анализируя произведения русских классиков, Николай Алексеевич пришел к печальному выводу, что революция, свершившаяся в России, прежде произошла в умах интеллигенции.

Опираясь на эпизоды из различных произведений, Н.А. Лобастов акцентировал внимание и на христианских ценностях, которые несет русская литература: важность создания семьи, уважение родителей, любовь к Родине, жертвенность. Неоднократно повторил мысль о том, что «русские люди умели жить», а классики литературы в своих произведениях правдиво отражали эту жизнь. Николай Алексеевич заметил, что человеком нужно оставаться в любое время, и этому нас также учит русская литература.

В завершении беседы Н.А. Лобастов передал для некоторых библиотек комплекты четырехтомника «О русской литературе. Записки сельского учителя». Данный труд, допущенный к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви, будет интересен всем, кто хотел бы разобраться в причинах наших исторических трагедий XX века.

Из биографии автора

Преподаватель литературы высшей категории г.Лысково Нижегородской области, редактор газеты «Свет Православия», выпускник заочного отделения миссионерского факультета ПСТГУ 2009 года.

Родился 10 ноября 1957 г. в п.Шайгино Тоншаевского района Горьковской области. После окончания Шайгинской школы в 1975 г. поступил на филологическое отделение истфила Горьковского государственного педагогического института. В 1979 г. закончил его с отличием.

Восемь лет работал учителем в сельской школе с. Берендеевка Лысковского района Нижегородской области. С 1987 по 1994 год преподавал литературу в Лысковском агротехническом техникуме. С 1994 по 1995 г. был редактором районной газеты «Победа» Княгининского района Нижегородской области, после чего вернулся в агротехникум, где трудился до 2010 г.

С 1996 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая является учредителем, издателем и редактором еженедельной газеты «Свет Православия», имеющей областную подписку (1000 подписчиков). С 2006 по 2009 гг. обучался в ПСТГУ на миссионерском факультете (религиоведческое отделение). Тема диплома «Формирование христианской нравственности на уроках литературы в старших классах». Более 10 лет ведет кружок по Закону Божиему в ИК-16 села Просек Лысковского района.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru