Издательский Совет Русской Православной Церкви: "Школьные библиотеки переживают глубочайший кризис"

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

"Школьные библиотеки переживают глубочайший кризис" 25.01.2010

"Школьные библиотеки переживают глубочайший кризис"

Известная фраза «Дайте мне библиотеку, и я создам вокруг нее университет» звучит не слишком актуально в отношении современных образовательных учреждений. О нынешнем состоянии и перспективах развития школьных библиотек в интервью РИА Новости рассказала президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова.

"Российские школьные библиотеки сейчас находятся в состоянии системного кризиса. Главные болевые точки нашего профессионального поля – это, прежде всего, кадровый кризис и кризис библиотечных фондов. Изношенность фондов в настоящее время составляет 69% в городских школах и 90% в сельских. Библиотекари жалуются: в школах держат и подклеивают «Войну и мир» еще 1958 года издания. Печально, что изношенность в такой степени затронула неучебную литературу. В России всегда было стыдно учиться только по учебникам, школьники много читали, поэтому и качество образования было достаточно высоким. Библиотека не должна превращаться в простой склад учебников.

Уникальность школьной библиотеки – в ее многофункциональности, которая складывалась в России еще с XVIII века. И сегодня такой подход развивается во всем мире, он эффективен и дает положительные результаты.

Школьная  библиотека – это, прежде всего, учебная библиотека, она обеспечивает информацией и документами учебный процесс; также она выполняет функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив, и публичной, предоставляя учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности, поддерживая внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на полный день. В течение же последних 15 лет наблюдаются попытки сузить эти функции только до учебной.

Необходимо инвестировать в школьные библиотеки серьезные средства. Наша задача сейчас – лоббировать концепцию развития библиотек общеобразовательных учреждений в правительстве для запуска федеральной целевой программы «Школьная библиотека».

К примеру, в Южной Корее правительством были выделены огромные деньги на переоснащение школьных библиотек и сплошную  переподготовку школьных библиотекарей в библиотекарей-педагогов. И  результат – лучшие показатели южнокорейских школьников в международном тестировании PISA (Programme for International Students Assessment) по качеству чтения, а индекс ПИЗА – это, прежде всего, индекс качества мышления.

Необходимо расширять контекст, в котором воспринимаются сегодня школьные библиотеки и их специалисты. Во всем мире библиотечная профессия относится сейчас к числу не обслуживающих, а творческих, связанных с нелинейным и синтетическим мышлением. Школьная библиотека должна быть «кабинетом №1» (так называл ее Виктор Сухомлинский), надпредметным кабинетом, где школьники получают целостную картину мира, используя имеющиеся носители информации.

В законе «Об образовании» упомянуты и столовые, и транспорт, но ни слова о библиотеках. А ведь с XVIII века, с петровской эпохи библиотеки были системообразующим центром учебного заведения. Очень плохо развита материально-техническая база. Нужны читальные залы, компьютеры – учащиеся должны учиться информационному поиску. Не хватает электронных каталогов, посредством которых школьники и учителя могли бы связываться с электронными фондами крупнейших библиотек мира, чтобы найти ту или иную книгу и воспользоваться ею, если она оцифрована".

по материалам "РИА Новости"









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru