Известия: Валерий Васильевич, за пять лет существования ваша комиссия проштудировала порядка тысячи учебников. Изменился ли общий невысокий уровень отечественной учебной литературы?
В. В. Козлов: Если бы в бытность Президентом России В. В. Путин не дал РАН конкретное поручение заниматься этим вопросом, мы вряд ли были бы допущены к этой работе. Выпуск учебной литературы - это немалые деньги. И каждое издательство хочет попасть в федеральный перечень. Но из тысячи рассмотренных нами учебников по-настоящему интересных и качественных было крайне мало. Нет, уровень тех учебников, которые попали в федеральный перечень, конечно, вырос. В них теперь нет ошибок и неправильных формулировок, за это мы отвечаем. А вот уровень новых учебников, которые к нам каждый год присылают, по-прежнему оставляет желать лучшего.
Известия: А правда, что некоторые учебники попали в федеральный перечень с четвертой и даже пятой попытки?
В. В. Козлов: Да, правда. Это учебники по физике, химии, математике и русскому языку. Каждый год мы находили в них много неточностей и ошибок, снова отправляли на доработку. И в итоге с помощью наших экспертов, наконец, довели эти многострадальные рукописи до кондиции. Но, разумеется, сам факт таких многочисленных доработок свидетельствует об изначально невысоком качестве учебника.
Известия: Сколько учебников ежегодно забраковывает ваша комиссия?
В. В. Козлов: Кстати, самих учебников стало заметно меньше: если в 2007 году мы проанализировали порядка 450, то в минувшем году - около 170. И только каждый пятый из них прошел без замечаний.
Известия: Кто заказывает экспертизу и оплачивает труд ваших экспертов?
В. В. Козлов: Издательства. К сожалению.
Известия: Но ведь после нашумевшей истории с пособием по подготовке к ЕГЭ, в котором содержались некорректные вопросы об участии СССР в Великой Отечественной войне, отбор издательств, выпускающих учебную литературу, ужесточили. Теперь там все по конкурсу, а сами издатели должны отвечать ряду требований...
В. В. Козлов: Это шаги в правильном направлении. Но давайте посмотрим, сколько издательств осенью участвовало в конкурсе и скольким удалось его пройти.
Известия: Участвовало 44 издательства, и 40 из них прошли конкурс.
В. В. Козлов: Вот вам и ответ. Значимого отсева не произошло, это все те же издательства. Они и заказывают нам экспертизу.
Известия: Вы не в восторге от подобной схемы?
В. В. Козлов: Наша комиссия занимается по-настоящему государевым делом. И я убежден, что заказчиком экспертизы должны выступать не коммерческие издательские компании, кровно заинтересованные в благоприятном для них результате, а государство. А пока этого нет, стараемся соблюдать принцип ротации. Время от времени меняем состав наших экспертных групп, чтобы уйти от возможного сближения экспертов с заказчиками, уменьшить коррупционную составляющую.
Известия: А вам издатели предлагали взятки?
В. В. Козлов: Лично мне - нет. Но члены комиссии давление ощущают регулярно. Издатели жалуются, пишут письма в высокие инстанции, лоббируют свои учебники. А вот если бы экспертизу заказывало государство, было бы намного проще. За пять лет работы комиссии заказчики-издатели потратили на нас не более 15 млн. рублей. Согласитесь, это небольшие деньги. И для государства участие в таком деле не будет слишком обременительным.
Известия: Авторы учебников и ваши эксперты прислушиваются к мнениям и пожеланиям родителей, бабушек-дедушек?
В. В. Козлов: Мы должны ответить только на один вопрос: соответствует ли конкретный учебник современным научным представлениям? Проще говоря, есть ли в нем ошибки. И если некая бабушка считает, что в учебнике по истории, по которому учится ее внук, недостаточно полно отражен тот или иной период, это вопрос не к нам, а к Минобрнауки и разработчикам новых образовательных стандартов и программ. Наше дело - оценка фактического положения дел.
Ну а насчет общественной экспертизы... Одна из центральных газет провела специальный конкурс "Помоги академику". Любой читатель мог прислать в редакцию примеры ошибок в конкретном учебнике, который попал в федеральный перечень, а значит - прошел нашу экспертизу. В качестве приза победителю пообещали ноутбук.
Известия: И кому он достался?
В. В. Козлов: Никому, поскольку в новых учебниках никто не нашел ошибки. Ни единой.
Известия: А в переизданных?
В. В. Козлов: А вот там они встречались, и в немалом количестве. Например, в одном учебнике по географии читатели обнаружили аж 14 неточностей, а мы - 16. Причем нашли-то мы их давным-давно, но издательство так и не удосужилось исправить все эти "блохи" при переиздании.
Известия: Как же так?
В. В. Козлов: Мы ведь не отвечаем за дальнейшую судьбу изученных рукописей. И это - еще один аргумент в пользу того, что нужно передать экспертизу в государственные руки. Худо-бедно, но в целом мы выправили ситуацию со школьными учебниками. Массовых претензий к их содержанию сейчас уже нет. Сейчас проблема в другом. Созданы новые образовательные стандарты, на разработку которых государство потратило немалые средства. И под эти стандарты будут издавать новые учебники. Причем, может быть, они ничем не будут отличаться от прежних, однако формально должны вновь пройти экспертизу. Но беда в том, что в новых стандартах отсутствует содержательная часть - она там просто не прописана. Есть только компетенции и требования, к которым будут приложены примерные программы. И если государство утвердит эти программы с участием ведущих российских ученых, которые дадут им квалифицированную оценку, то это одно. А вот если они будут носить исключительно авторский, рекомендательный характер и на их основе любая школа сможет составить свою программу, не отличающуюся глубиной изучения, то это, конечно, совсем другое.
Известия: К слову, о компетенции. Для ученика начальной школы она ясна: он должен уметь читать и писать. А какой компетенцией должен обладать, скажем, ученик 9-го класса?
В. В. Козлов: Это действительно вопрос. В конечном счете все упирается в объем знаний: например, должен девятиклассник знать квадратное уравнение или нет. А то, что он должен быть гражданином, патриотом и просто хорошим человеком, это, конечно, верно, но явно недостаточно. Хотелось бы еще понять, какими знаниями он владеет и как умеет их применять.
Известия: Ваша комиссия рассматривает учебники. Между тем книжные магазины завалены некачественными учебными и методическими пособиями, экзаменационными заданиями по ЕГЭ со странными формулировками. А содержание этой литературы кто-то контролирует, кроме самих издателей?
В. В. Козлов: Правильный вопрос. Вся эта литература остается за бортом нашей экспертизы. И мы поставили перед Минобрнауки вопрос о том, чтобы расширить функции комиссии и включить в ее орбиту не только учебники, но и пособия, а также КИМы - контрольные измерительные материалы, в том числе по ЕГЭ. Это общая позиция РАН.
Андрей Чернаков