Издательский Совет Русской Православной Церкви: Электронным ресурсам нужна педагогическая экспертиза

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Электронным ресурсам нужна педагогическая экспертиза 22.01.2010

Электронным ресурсам нужна педагогическая экспертиза

О том, какие электронные образовательные ресурсы (ЭОРы) целесообразно использовать в учебном процессе, в интервью РИА Новости рассказал директор по развитию издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования, доктор географических наук Виктор Дронов.

- Виктор Павлович, ЭОРы используются в школах не первый год. Изменился ли от этого учебный процесс?


- ЭОРы, конечно, упростили работу учителю: процесс обучения теперь можно сделать нагляднее, демонстрируя процессы, явления, которые раньше описывались только словами. Это повышает мотивацию учеников и качество знаний.

Но у педагогов возникли и сложности. Впервые в отечественной практике на них обрушилась лавина электронных ресурсов и пособий, они не успевают их «проработать» и научиться эффективно использовать. Практически все учителя владеют традиционными методиками, а дидактика информационно-образовательного пространства только начинает оформляться. И школе, и педвузам предстоит ее осмыслить, чтобы перестроить учебный процесс.

ЭОРы – это новейший образовательный инструмент, закладывающий основы педагогики будущего и придающий качественно новые черты привычному учебному процессу. Но сиюминутных фантастических образовательных результатов от их использования ждать не стоит.

- Некоторые ЭОРоы представляют собой оцифрованные картинки и тексты, без анимации и динамических моделей. Заинтересуется ли ими ребенок?

- Не столь важно, статичны ЭОРы или динамичны, много в них анимации или нет совсем. Главный критерий - педагогическая целесообразность.

Казалось бы, зачем детям электронный портрет Менделеева? Но во многих школах бумажного портрета вообще нет. К тому же в электронных учебных изданиях портрет «обрамлен» дополнительными ресурсами: подробной биографией ученого, выдержками из его работ. В такой системной конструкции любое статичное электронное изображение может давать гораздо больший эффект в сравнении с бумажными аналогами.

- Как вы оцениваете качество ЭОРов, выполненных в России?

- К сожалению, далеко не все разработчики задумываются об их педагогической целесообразности.

Например, один региональный технический университет разработал интересный ЭОР по географии – модель, демонстрирующую, как меняется облик Земли при изменении расстояния от Солнца: удаляем Землю – начинается оледенение, приближаем – испаряются океаны, Земля становится похожей на Меркурий... Такой ресурс стоит больших денег, для его создания нужны сложные математические расчеты. Но в учебнике географии этой проблеме посвящена одна строчка: «Расстояние от Земли до Солнца оптимально для возникновения и развития жизни на планете». Времени на работу с таким ресурсом на уроке попросту нет.

Многие ресурсы содержат грубые научные ошибки. Это следствие того, что ЭОРы, в отличие от учебников, не проходят научную и педагогическую экспертизу. Вот еще пример зрелищного и дорогого ЭОРа по географии: с помощью анимации изображается, как Земля вращается по окружности, в центре которой находится Солнце. Смотрится эффектно, но реально формируется ошибочное представление, так как Земля обращается по эллипсоидной орбите, а Солнце расположено в одном из ее фокусов. Хорошо, если учитель, увидев ошибку, не будет использовать данный продукт. Но, увы, не каждый учитель-предметник имеет базовое предметное образование.

Большая часть присутствующих на рынке электронных ресурсов содержательно не состыкована с учебниками и другими учебными материалами. Учителя удивляются: почему в учебнике, который прошел экспертизу РАН, РАО, получил гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Минобрнауки, даны одни определения, а в ЭОРе – совсем другие, не всегда правильные или плохо адаптированные к школьной практике? Формально такие ресурсы созданы в помощь учителю и ученику, реально – дезориентируют их. Назрела острейшая необходимость в создании государственного механизма экспертизы ЭОРов, поступающих в школу.

- Как сегодня отличить качественный ЭОР от некачественного?

- На мой взгляд, доверять следует тем электронным ресурсам, которые являются частью специально создаваемых предметных информационно-образовательных сред.

Например, в издательстве «Просвещение» разработана информационно-образовательная среда «Сферы» по географии, биологии, истории и другим предметам школьной программы. В нее входят не только учебники нового поколения, имеющие гриф Минобрнауки, и большой шлейф бумажных изданий (тренажеры, экзаменаторы, пособия для учителей и пр.), но и электронные приложения, аудиокурсы, интерактивные карты и интернет-ресурсы.

Электронное приложение повторяет структуру и формат печатного учебника – в нем те же страницы, но уже электронные, с выделенными «активными зонами», «кликнув» на которые, ученик получает дополнительную информацию или выполняет задания. Например, в учебнике географии дается общая информация о цунами, а на компьютере можно наблюдать механизм его образования, увидеть карты районов, для которых характерно это явление, снимки территорий из космоса до и после цунами.

Информационно-образовательные среды также могут создаваться и на основе традиционных, проверенных временем учебников.

Подготовил Евгений Скворцов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru