22.01.2010
Электронным ресурсам нужна педагогическая экспертиза
О том, какие электронные образовательные ресурсы (ЭОРы) целесообразно использовать в учебном процессе, в интервью РИА Новости рассказал директор по развитию издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования, доктор географических наук Виктор Дронов.
- Виктор Павлович, ЭОРы используются в школах не первый год. Изменился ли от этого учебный процесс?
- ЭОРы, конечно, упростили работу учителю: процесс обучения теперь можно сделать нагляднее, демонстрируя процессы, явления, которые раньше описывались только словами. Это повышает мотивацию учеников и качество знаний.
Но у педагогов возникли и сложности. Впервые в отечественной практике на них обрушилась лавина электронных ресурсов и пособий, они не успевают их «проработать» и научиться эффективно использовать. Практически все учителя владеют традиционными методиками, а дидактика информационно-образовательного пространства только начинает оформляться. И школе, и педвузам предстоит ее осмыслить, чтобы перестроить учебный процесс.
ЭОРы – это новейший образовательный инструмент, закладывающий основы педагогики будущего и придающий качественно новые черты привычному учебному процессу. Но сиюминутных фантастических образовательных результатов от их использования ждать не стоит.
- Некоторые ЭОРоы представляют собой оцифрованные картинки и тексты, без анимации и динамических моделей. Заинтересуется ли ими ребенок?
- Не столь важно, статичны ЭОРы или динамичны, много в них анимации или нет совсем. Главный критерий - педагогическая целесообразность.
Казалось бы, зачем детям электронный портрет Менделеева? Но во многих школах бумажного портрета вообще нет. К тому же в электронных учебных изданиях портрет «обрамлен» дополнительными ресурсами: подробной биографией ученого, выдержками из его работ. В такой системной конструкции любое статичное электронное изображение может давать гораздо больший эффект в сравнении с бумажными аналогами.
- Как вы оцениваете качество ЭОРов, выполненных в России?
- К сожалению, далеко не все разработчики задумываются об их педагогической целесообразности.
Например, один региональный технический университет разработал интересный ЭОР по географии – модель, демонстрирующую, как меняется облик Земли при изменении расстояния от Солнца: удаляем Землю – начинается оледенение, приближаем – испаряются океаны, Земля становится похожей на Меркурий... Такой ресурс стоит больших денег, для его создания нужны сложные математические расчеты. Но в учебнике географии этой проблеме посвящена одна строчка: «Расстояние от Земли до Солнца оптимально для возникновения и развития жизни на планете». Времени на работу с таким ресурсом на уроке попросту нет.
Многие ресурсы содержат грубые научные ошибки. Это следствие того, что ЭОРы, в отличие от учебников, не проходят научную и педагогическую экспертизу. Вот еще пример зрелищного и дорогого ЭОРа по географии: с помощью анимации изображается, как Земля вращается по окружности, в центре которой находится Солнце. Смотрится эффектно, но реально формируется ошибочное представление, так как Земля обращается по эллипсоидной орбите, а Солнце расположено в одном из ее фокусов. Хорошо, если учитель, увидев ошибку, не будет использовать данный продукт. Но, увы, не каждый учитель-предметник имеет базовое предметное образование.
Большая часть присутствующих на рынке электронных ресурсов содержательно не состыкована с учебниками и другими учебными материалами. Учителя удивляются: почему в учебнике, который прошел экспертизу РАН, РАО, получил гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Минобрнауки, даны одни определения, а в ЭОРе – совсем другие, не всегда правильные или плохо адаптированные к школьной практике? Формально такие ресурсы созданы в помощь учителю и ученику, реально – дезориентируют их. Назрела острейшая необходимость в создании государственного механизма экспертизы ЭОРов, поступающих в школу.
- Как сегодня отличить качественный ЭОР от некачественного?
- На мой взгляд, доверять следует тем электронным ресурсам, которые являются частью специально создаваемых предметных информационно-образовательных сред.
Например, в издательстве «Просвещение» разработана информационно-образовательная среда «Сферы» по географии, биологии, истории и другим предметам школьной программы. В нее входят не только учебники нового поколения, имеющие гриф Минобрнауки, и большой шлейф бумажных изданий (тренажеры, экзаменаторы, пособия для учителей и пр.), но и электронные приложения, аудиокурсы, интерактивные карты и интернет-ресурсы.
Электронное приложение повторяет структуру и формат печатного учебника – в нем те же страницы, но уже электронные, с выделенными «активными зонами», «кликнув» на которые, ученик получает дополнительную информацию или выполняет задания. Например, в учебнике географии дается общая информация о цунами, а на компьютере можно наблюдать механизм его образования, увидеть карты районов, для которых характерно это явление, снимки территорий из космоса до и после цунами.
Информационно-образовательные среды также могут создаваться и на основе традиционных, проверенных временем учебников.
Подготовил Евгений Скворцов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости