Издательский Совет Русской Православной Церкви: Закон благодати

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Закон благодати 19.02.2016

Закон благодати

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

В отличие от современного понимания слова «педагог» в Древней Греции так называли раба, сопровождавшего ученика в дороге между домом и школой. Дословно с греческого языка «педагог» переводится как «детоводитель», чья задача — приводить к настоящему учителю. Таким педагогом для человечества являлся ветхозаветный закон, ибо он был призван привести верующих к Спасителю, Который есть единственный путь возвращения любого человека к блаженству богообщения.

Указывая на то, что «закон был для нас детоводителем ко Христу», апостол Павел поясняет: «дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3, 24) в Него. Своим вочеловечением, жизнью, смертью и воскресением Господь исполнил закон и все предсказанное о Нем пророками, завершив тем самым подзаконную эпоху человеческой истории. Апостол Павел называет Христа концом закона (см. Рим. 10, 4), поскольку с его пришествием завершился период главенства ветхозаветного законодательства в деле спасения людей.

Живший в XI веке митрополит Киевский Иларион в согласии со святыми отцами пишет, что со времени пришествия Спасителя ветхий закон заменен благодатью — силой Божией. Действием благодати Святого Духа верующий во Христа человек соединяется с Богом на уровне единого бытия в таинствах Церкви и в жизни по вере. Это и есть спасение от любого греха — благодатная жизнь во Христе Иисусе.

В отличие от Моисеева законодательства, Воплотившийся Сын Божий, как Истинный Бог, способен животворить — давать жизнь и спасать от вечной смерти. Святитель Игнатий (Брянчанинов), называя ветхозаветный закон лишь «живописною тенью Истины — Нового Завета», говорит о пагубной ошибке ради тени отвергать то, что она предызображала, и ради временного руководства ко спасению отвергать само спасение — Искупление и Искупителя.

Пятикнижие Моисея помимо Декалога содержит более шестисот заповедей, касающихся самых разных сторон жизни человека. Ветхий Завет одинаково требовал не прелюбодействовать и, к примеру, не варить козленка в молоке его матери (см. Исх. 23, 19). И если нравственные требования Декалога отражали непреходящий естественный закон, то многочисленные правила, регламентирующие разные стороны жизни людей – от священнодействий до бытового поведения, были необходимы для того, чтобы удерживать человека в рамках Декалога. Эта часть ветхозаветного законодательства была обязательной для исполнения до времени пришествия Христа.

Однако формальное исполнение закона порождало неправильное внутреннее устроение, о котором Спаситель говорит в притче о мытаре и фарисее (см. Лк. 18, 10—14). Эта притча многократно отражена в церковных молитвах и напоминает верующим о пагубности усматривать в следовании воле Божией свои собственные заслуги и повод к превозношению над другими.

В Своем учении Христос повторяет положения Декалога, подтверждая их неотменимость. Но вместе с тем Он дает им новое понимание и углубляет их содержание, придавая им высший духовный смысл. Евангельское учение превышает также и естественный закон, потому что во Христе людям открыта любовь выше той, что заложена в человеческой природе, — любовь Создателя к Своему созданию. Неповинный ни в одном преступлении, Он пошел на страшную казнь, чтобы вернуть людям утраченный рай, дать возможность обрести блаженство единой жизни с Богом.

Наставляя в добродетели не только учением, но и личным примером, Спаситель дает и совершенно новые, евангельские заповеди. Устанавливая неизмеримо высокую, прежде неведомую людям меру любви к ближнему, Христос говорит Своим ученикам: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34), то есть не как самих себя, а как любит вас Бог. Вместо равного воздаяния, предписанного Ветхим Заветом, Господь заповедует любить врагов (Мф. 5, 44), давать больше, чем просят (Мф. 5, 40—42), прощать личные обиды (Мф. 5, 39), не осуждать согрешающих (Мф. 6, 14—15). Вся проповедь Спасителя отражает совершенство Божественной любви и призывает человека к богоподобию: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Заповеди Христа настолько высоки и невообразимы для человеческого рассудка, что даже апостолы приходят в недоумение, считая, что они невыполнимы, и никто из людей не может спастись. «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10, 27), — отвечает Христос. Только Он, всемогущий Бог и совершенный Человек, дает каждому из нас возможность стать наследником Его благодати и с ее помощью исполнить высокие идеалы христианского учения.

Действием Божией благодати христианин может подниматься над законом своей природы, если душою соединяется со Христом. Так жили и живут святые, и каждый из них вместе с апостолом Павлом может сказать о себе: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Евангельский закон запечатлевается у таковых в сердце Духом Живого Бога (см. 2 Кор. 3, 3), и они во всем исполняют волю Божию, движимые сыновней любовью к Творцу.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru