Издательский Совет Русской Православной Церкви: Адам покаялся, но почему не был возвращен в рай? Неделя 23-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Адам покаялся, но почему не был возвращен в рай? Неделя 23-я по Пятидесятнице 06.11.2015

Адам покаялся, но почему не был возвращен в рай? Неделя 23-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

Мог ли Бог простить первым людям нарушение заповеди и не изгонять их из рая? На этот вопрос учение Православной Церкви дает положительный ответ. Бесконечно благой Бог был готов простить Адама и спасти его от смерти вопреки «букве закона», ведь Господь не заложник собственного закона. Он не только мог оставить людей в Эдеме, но и всячески этого желал.

Однако для того чтобы Адам остался в раю после того, как совершил грех преступления Божией заповеди, одного только желания всемогущего Бога было недостаточно. Было необходимо изменение отношения людей к своему поступку. Как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, если бы Адам покаялся сразу, он бы остался в раю. Человеку необходимо было осознать, что сделанный им неверный шаг есть отступление от своего Создателя – Источника жизни и вступление на путь страданий и смерти.

И Бог всячески помогает ему в этом. Когда в помрачении ума Адам спрятался от лица Всевидящего, он услышал не гневный окрик, не грозные обличения или проклятия в свой адрес, но кроткий призыв пожалеть о разлуке со своим Творцом: «Адам, где ты?» (Быт. 3, 9). Это было исполненное всепрощающей любви отцовское увещание: пойми, в какое безумие ты впадаешь, опомнись, вернись ко Мне!

Однако, призывая людей к осознанию своего проступка и к покаянию, Бог всецело уважает свободную волю человека. Он не заставляет Адама и Еву каяться, не вынуждает их просить прощения, которое готов им дать.

К величайшему прискорбию, ни Адам, ни Ева, как повествуется в Библии, не выразили сожаления о происшедшем. Упорствуя в своем непослушании, они утверждались в противлении Творцу. Отступление от Бога изменило их отношение не только к Нему, но и друг к другу. Каждый из них стал выгораживать себя, перекладывая свою вину на другого (см. Быт. 3, 12–13).

В нераскаянном состоянии Адам уже не мог находиться в раю, поскольку это место было предназначено для достижения человеком его истинного призвания – полного единения с Богом и одухотворения остального творения. Утверждаясь в отступничестве от Творца, Адам тем самым отказывается от своего предназначения. И тогда Господь помещает человека в иные условия существования, которые соответствуют его противоестественному способу бытия – вне Бога. Но и в новом формате жизни, облаченной в смертность, у людей есть все возможности для излечения от своего болезненного состояния греховности.

И действительно, начав жизнь на земле, Адам многое осознал. У него появилась возможность сравнить райское блаженство со своим новым образом жизни. Вот тогда-то в нем проснулось покаяние. Он начал испытывать глубокое сожаление об утраченном богообщении, которое составляло главное содержание и величайшее наслаждение райской жизни. В соответствии с церковным календарем изгнание Адама из рая вспоминается в воскресенье перед началом Великого поста. В песнопениях этого дня звучит покаянный плач первого человека. Сидя напротив рая, он каялся и плакал о том времени, когда был властителем всех видимых творений и сообитателем ангелов. Адам понял, что лишился всего, послушав сатану и соблазнившись тленной пищей. Теперь же, отлученный от славы Божией и преданный смерти, он умоляет милосердного Создателя и Повелителя: «Вновь меня к Себе призови» (из богослужения).

Но если Адам покаялся, то почему Господь сразу не вернул его в рай? Святой Афанасий Великий по этому поводу пишет, что, если бы за согрешением не последовало тления, то одного покаяния было бы достаточно. За покаяние прощается грех, но не уничтожается его следствие. Покаяние не выводит из состояния смертности. Если бы люди покаялись до того, как были облечены в кожаные ризы – смертность, у них бы существовала возможность восстановления. Но после того, как в природу человека вошло тление, покаяния становится уже недостаточно. Грехопадение в раю привело к существенному разрушению человеческой природы, с которым ни сам Адам, ни его потомки своими силами справиться были не в состоянии. Снять с себя кожаные ризы, то есть избавиться от смертности, самостоятельно они не могли. А их неестественное, изуродованное тлением естество не позволяло им вернуться в рай и приобщаться к Богу.

Люди могли покаяться и даже не грешить – история Ветхого Завета знает немало праведников. Псалмопевец Давид покаялся, и Господь простил его. Но если бы только покаяния было достаточно, то не нужна была бы Крестная Жертва. А все ветхозаветные праведники ждали пришествия Спасителя. Чтобы вывести людей из состояния смертельной разлуки с Богом, требовалось Воплощение и Воскресение Христово. И помещая Адама и Еву вне рая, Господь дает им надежду на спасение. А чтобы люди не впали в отчаяние, Бог говорит им о возможности возвращения, о том, что власть дьявола, греха и смерти, будет довлеть над человеком не вечно.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru