Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Евангелие призывает к любви, взаимопониманию и миру

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Евангелие призывает к любви, взаимопониманию и миру 16.10.2015

Митрополит Климент: Евангелие призывает к любви, взаимопониманию и миру

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на XXIV Рождественских образовательных чтениях в Казани «Традиция и новации: культура, общество, личность».

Ваше Высокопреосвященство! Дорогие собратия архиереи!

Уважаемые члены президиума! Дорогие участники чтений!

Хочу поздравить всех с праздником Покрова Божией Матери. В далеком 16 веке на праздник Покрова Казань стала домом Пресвятой Богородицы, и с того времени дала Церкви сонм почитаемых святых и конечно чудотворную Казанскую икону. Пусть же заступление Царицы Небесной всегда пребывает над градом Казанью и всей нашей страной.

Мы сегодня обращаемся к очень важной теме, которая имеет значение для каждого современного человека – насколько сочетаются в мировоззрении и убеждениях, а самое главное в жизни каждого отдельного индивидуума традиции и новации.

Общество всегда стремится к некому развитию человеческих отношений, беспрерывно появляются новые технологии, изменяются быт и уклад жизни как отдельных общественных групп, так и целых народов, зачастую это даже вызывает политические конфликты, когда одни политические лидеры начинают осознавать некую «избранность» и считают возможным навязывать принципы общественного устройства другим народам. Мы наблюдаем, как на наших глазах один за одним рушатся государственные системы, тысячи людей теряют свои дома, распадаются семьи и люди вынуждены оставлять свои родные края, чтобы найти безопасную жизнь и работу на чужбине. С этих трагических тем почти каждый день начинаются новостные программы.

При подобном развитии событий не только приносятся в жертву призрачной «свободы» отдельные личности и семьи, но и уничтожаются произведения культуры, разрушается уклад общества. Примеры современности показывают нам, что никакое государство не может чувствовать себя в полной безопасности, если в нем не будет уделяться достаточное внимание сохранению и укреплению традиционных ценностей – и в первую очередь веры, нравственности, любви к Отечеству.

Святой равноапостольный великий князь Владимир своим выбором веры более 1000 лет назад заложил основы развития русской цивилизации, которая вобрала в себя множество самых разных великих и малых народов со своими традициями и укладом жизни. Христианство, проникая во все сферы жизни человека этих народов, обогатило их культуры.

Сама русская культура не является просто результатом жизнедеятельности народов, населяющих территорию от Черного до Северного моря. Русская культура как бы несет в себе сверхзадачу по сохранению нравственного и духовного начала в каждом человеке, кем бы он ни был. Именно поэтому литературные произведения Достоевского волнуют многих образованных людей за пределами нашего Отечества, так же как восхищают серьезных поклонников классической музыки по всему миру музыкальные шедевры Чайковского, Прокофьева и Глинки.

Иван Ильин так говорит о предназначении отечественной культуры: «У русского художества свои заветы и традиции, свой национальный творческий акт: нет русского искусства без горящего сердца; нет русского искусства без сердечного созерцания; нет его без свободного вдохновения; нет и не будет его без ответственного, предметного и совестного служения». Это живое сердце народа, которое духовной силой и дыханием правды наполняет все естество нашего народа. Поэтому такими чуждыми кажутся каждому укорененному в традиции отечественной культуры образы западной культуры, насильственно навязанные нашему обществу за последние два десятилетия. Культ наживы, безудержного потребления, расточительства и пошлости сначала заполнил все информационные ресурсы, а затем стал проникать все сильнее в общественные отношения, разрушать основы семейного устройства, отношения отцов и детей, подрывать незыблемые нравственные устои.

Мы видим какие усилия прикладывают руководители регионов России, чтобы сохранить традиции и уклад жизни народа, веками формировавшийся зачастую в непростых условиях. И этот опыт крайне важен сегодня для всего Отечества. Именно Православная духовная культура, культура основных конфессий нашей страны способны сформировать заслон перед разрушительным влиянием современного мультикультурализма и вседозволенности. Евангелие призывает к любви, взаимопониманию и миру, и на примере Татарстана мы видим выработанное веками добрососедство разных народов.

Книжная культура – одна из важных страниц в истории нашего Отечества. Со времен равноапостольного великого князя Владимира книжное просвещение стало основой культурной жизни нашего народа. Берестяные грамоты, которые находят археологи в раскопах на территории Великого Новгорода, Владимира, Рязани и других древних городов, говорят о том, что большая часть людей средневековой Руси были обучены грамоте. Несмотря на высокую стоимость книг, сюжеты житийной литературы зачастую передавались через сказителей даже среди самых бедных слоев населения. И эти традиции сохранились даже после появления и развития книгопечатания. Федор Михайлович Достоевский вспоминал, как ему приходилось часто слышать рассказы о жизни святых, передаваемые народными сказителями почти дословно и даже на каторге. Для писателя в древнерусской литературе заключен мощный пласт национальной культуры, а собственное творчество он выводил «из глубины христианского духа народного». Девятнадцатый век именно потому стал золотым веком русской литературы, что он опирался на фундамент богатейшей книжной культуры Руси.

Литературное наследие нашего народа – это мощный заслон на пути опустошающего веяния современной деструктивной культуры. Однако наша задача сделать все возможное для того, чтобы молодое поколение наших соотечественников полюбило книгу и чтение. Для этого в первую очередь необходимо предпринять все необходимые меры, чтобы книга стала доступной каждому читателю, а кроме того, чтобы информация о нравственных полезных книгах была достойно представлена в информационном пространстве каждого города и региона.

Считаю полезным, чтобы наше духовенство подавало пример чтения книг. Большая польза будет в деле популяризации чтения, если священник, прочитав сам книгу, расскажет о ней в своей проповеди прихожанам и даже процитирует из нее один отрывок.

Необходимо, чтобы в каждом крупном городе был православный культурный центр, в котором была бы сосредоточена деятельность, направленная на популяризацию книг и чтения. В таких центрах могут проходить литературные вечера, встречи с писателями, презентации новых изданий. На базе таких центров можно проводить демонстрацию и обсуждение фильмов, другие молодежные мероприятия. Важно, чтобы информация о деятельности таких центров была бы представлена в социальных сетях. Ядром такого центра непременно должен быть профессиональный и современный книжный магазин, в котором были бы представлены самые замечательные образцы как классической, так и духовной, а также современной художественной литературы.

В таких центрах могли бы быть и детские читательские кружки, а так же кружки по правописанию. Современная школа не дает хороших навыков письма, больше ребенка учат тыкать пальцем в клавиатуру компьютера, а научить ребенка красиво писать буквы – это уже прошлое. Вчера меня обрадовало посещение православной гимназии. Дети с первого по третий классы занимались после уроков правописанием. По заказу для них специально изготовили чернильницы, закупили перьевые ручки, и они сидели и с прилежанием выводили буковки.

Давайте задумаемся, что это дает ребенку? Такие занятия дают многое. Помимо того, что у него будет правильный, красивый подчерк, он развивает свое мышление, он продумывает написание каждой буковки, как она должна выглядеть, где должно быть прописано с нажимом, где потоньше. У ребенка развивается чувство красоты, внимательность, вдумчивость, трудолюбие.

Очень жалко, перьевая ручка исчезла из нашей школы, а все шире входят электронные средства. Научиться красиво и правильно писать, научиться работать с книгой должен каждый школьник. Мы не отвергаем инновации, но традиционная книга не должна исчезать.

Мы должны отдавать себе отчет в том, что развитие книжного просвещения невозможно без того, чтобы каждый священник, педагог, работник учреждения культуры, не был бы носителем книжной культуры. Только живой пример нашего интереса к книге и чтению может способствовать тому, чтобы наше молодое поколение приобщалось к великой сокровищнице духовной традиции отечественной культуры.

14 октября 2015 года









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru