Издательский Совет Русской Православной Церкви: О дальнейшей судьбе падших духов. Неделя 4-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О дальнейшей судьбе падших духов. Неделя 4-я по Пятидесятнице 26.06.2015

О дальнейшей судьбе падших духов. Неделя 4-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Злоупотребив дарованной Богом свободой, падшие духи сохранили ряд способностей ангельской природы. Они отличаются от добрых ангелов лишь направлением воли: вместо служения Жизни, Благу, Любви они одержимы жаждой разрушения и культивации зла.

Как и все творение, ангельская природа не самодостаточна и нуждается в поддержке своих даров. Ангелов укрепляет Бог. «Они видят Бога насколько для них возможно, и имеют это питанием», – пишет об ангелах преподобный Иоанн Дамаскин. Но диаволу после падения недоступно соединение с источником Жизни и Блага.

Человек, исключивший из своей жизни Бога, способен переключиться на душевную и интеллектуальную деятельность или предаться плотским утехам. Он может развивать свои знания, творческие способности, общение или предаться удовлетворению потребностей тела. Падшему ангелу отвлечься не на что, и он пытается утолить потребности своего естества выражением ненависти к Богу и Его творению. Совратив несметное число ангелов на путь смерти, сатана не может остановиться. Обладая ангельской природой, способной развиваться, он ненасытен в своих желаниях, и его злоба не знает предела. Человек – второе разумное творение, вызывает у него особую зависть. Ведь люди способны к блаженному общению с Богом, которое утратил Денница.

Начиная с Адама и до наших дней, лукавые духи обманом и хитростью отвращают людей от Творца и толкают на стезю смерти, которую избрали сами. В поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» лукавый дух говорит:

Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы
.

Следует сказать, что людям свойственно преувеличивать силу и значимость темных сил. Злые ангелы сильнее человека, но они не всемогущи – в отличие от Бога. Духи злобы не вольны вселиться даже в свиней, но просят на это разрешение у Господа (см.: Мк. 5, 12). Тем более они безвластны над человеком. По мысли святителя Николая Сербского, если бы не Божие человеколюбие, бесы могли бы за несколько мгновений сделать со всеми людьми то же самое, что и со свиньями, и наш мир был бы уничтожен. Но сатана связан Божией властью.

Бог попускает лукавым духам приступать к человеку для его внутреннего возмужания и всегда в меру сил человека. Об этом повествуют ветхозаветная история праведного Иова и многие жития святых. Вообще Господь позволяет бесам оказывать свое влияние в мире ровно настолько, насколько человек может противостоять им и наследовать спасение.

Человек в своей жизни проявляет непостоянство: то грешит и отдаляется от Бога, то исправляется и приближается к Нему. В отличие от нас, у падших ангелов изменение произошло раз и навсегда. Их выбор был абсолютно свободен: диавол и его ангелы совершили его осознанно, в то время как человек это сделал, подвергшись обману. Все ангелы обладали максимально возможным для них знанием: ясно созерцали Истину и понимали, к чему их призывал сатана. Они осознавали всю ответственность и последствия выбора. Вот почему, однажды определив свое отношение к Богу, они в дальнейшем могут только крепнуть в нем.

Сохранившие единство со своим Создателем ангелы навсегда останутся с Ним. Они укрепились в добре и неспособны к падению, их природа устремлена к Богу. Добрые ангелы достигли подобия Богу в любви и стали во всем послушны Ему. Они могут совершенствоваться только в святости. Совершенству светлых ангелов предела нет, поскольку различие между тварным и нетварным непреодолимо.

Бытие злых духов строится зеркальным образом: они бесконечно отдаляются от Творца. При этом, несмотря на ненависть к Нему, падшие ангелы существуют только благодаря Богу, ибо только Он – Вседержитель. Почему Господь не уничтожает их? Бог не может творить зло. Небытие – это отсутствие жизни, добра, любви. Диавол держится за свое помраченное, ущербное существование, поскольку даже самое плохое бытие лучше небытия. Жизнь – это благо, и Бог не может отнять его, иначе Он бы не был благ. По Своей милости и любви к Своему творению Господь не лишает и падших ангелов существования. Уничтожить их значит упразднить их ангельскую природу, потому что у диавола нет своей природы.

После Второго Пришествия Христова диавол не сможет совращать людей, поскольку возможности грешить у человека не будет. Люди уже не смогут изменяться в сторону зла, а будут развиваться в избранном направлении. Для всех отпавших от Творца существование вне Бога станет вечной смертью.

По учению святителя Афанасия Александрийского, «диавол блуждает в пространстве» земного мира, «где, начальствуя над другим подобными ему, обольщает людей и старается воспрепятствовать тем, кто стремится к Богу». При этом он и его слуги – бесы – «трепещут» (Иак. 2, 19), ожидая Последнего Суда Божиего.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru