Издательский Совет Русской Православной Церкви: Об ангельской внешности. Неделя 2-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Об ангельской внешности. Неделя 2-я по Пятидесятнице 12.06.2015

Об ангельской внешности. Неделя 2-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Вторая Неделя по Пятидесятнице – день памяти всех святых, просиявших на Российской земле, день, когда наша Церковь чествует тысячи Небесных заступников нашего Отечества, от первых светочей православной веры до новомучеников ХХ века. Имена многих из них остаются неизвестными миру, ибо внутренняя красота проявляется не в эффектной внешности, а в том, насколько любовь к Богу, людям и окружающему миру наполняет жизнь человека. Лишь в исключительных случаях Господь видимым образом являет святость. Так, например, Мотовилову было дано увидеть преображенное лицо преподобного Серафима Саровского.

От нас скрыты многие реалии духовного мира. Это относится и к внешности ангелов: они не имеют материальных тел и недоступны нашему зрению. Между тем ангелы являлись людям, и их описание есть в Божественном Откровении. Пророк Исаия видел окружавших Господа шестикрылых серафимов (Ис. 6, 2). Именно так изображаются эти ангелы на иконах – лики, обрамленные шестью крылами. Всем известен и другой распространенный иконописный образ – крылатые юноши в сияющих одеждах или воинских доспехах.

Надо понимать, что все это – визуальные образы незримой реальности. Отцы VII Вселенского Собора разъяснили, что ангелы изображаются в виде мужей с крыльями не потому, что такова их внешность. Как выглядит ангельский мир, нам неизвестно. Различные описания ангелов в Священном Писании, как и их изображения на иконах, предназначены для человеческого разума, потому что ему легче воспринимать духовный мир через знакомые образы.

Например, крылья за спиной ангелов отражают их легкость, подвижность, стремительность в исполнении своего служения, способность мгновенно перемещаться в то место, куда Господь посылает их с вестью. Этот и другие образы, используемые в Священном Писании и в иконографии для изображения ангелов, истолкованы в трактате «О небесной иерархии».

Поскольку, по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, ангелы – это «умы» и «находятся в местах, постигаемых только умом», мы не можем видеть их в нашей реальности. Для человека они становятся видимыми в исключительных случаях, исполняя волю Божию. Чтобы донести до людей Божественное откровение, ангелы по воле Божией могут принимать любой облик.

В Библии и в житийной литературе можно найти множество таких примеров. Патриарх Иаков видел лестницу от земли до неба, по которой восходили и спускались ангелы (Быт. 28, 12). Новозаветная история начинается с явления архангела Гавриила служившему в храме священнику Захарии и Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 11–20 и 26–38). Ангелы присутствуют в описаниях многих событий земной жизни Иисуса Христа: Его Рождества (Лк. 2, 9–14; Мф. 1, 20–24 и др.), сорокадневного поста (Мк. 1, 13), моления о чаше (Лк. 22, 43), Воскресения (Мф. 28, 2–7; Лк. 24, 23; Ин. 20, 12), Вознесения (Деян. 1, 10–11). Ангелы посылались Богом на землю в помощь первым христианам, о чем неоднократно говорится в книге Деяний святых апостолов (Деян. 5, 19–20; 8, 26 и др.). В житии великого русского святого преподобного Сергия Радонежского упоминается, что в алтаре во время Божественной литургии ему прислуживал ангел Божий.

Иконографический образ ангелов, облаченных в диаконские одежды (стихарь и орарь), имеет глубокий смысл. В церковной практике диаконы самостоятельно не совершают Таинства, но сослужат при их совершении епископу или священнику. Слово «диакон» в переводе с греческого означает «служитель». Диаконское служение не несет творческого начала: все действия во время богослужения диакон совершает с благословения епископа или священника. Облачение ангелов в одежды диакона указывает на схожесть их служения, – подобно диаконам, ангелы сослужат Творцу, но не обладают творческой силой.

В отличие от ангелов человек имеет творческие способности, поскольку Бог поставил перед ним задачу преображения материального мира. Изначально человек был призван претворить в рай всю землю. После грехопадения Адама эта задача не упразднилась, изменился лишь характер ее осуществления: возделывание земли стало для человека тяжелым трудом (Быт 3, 17–19).

Призвание ангелов – служить Богу, познавать Его, возвещать Его благость и волю людям, следить за сохранением законов вселенной, но не преображать что-либо. Таким образом, нельзя признать превосходство человеческой или ангельской природы. Каждая из них наделена уникальными дарами сообразно задачам их бытия и изначальному предназначению.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru