Издательский Совет Русской Православной Церкви: Слово на День Победы

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Слово на День Победы 08.05.2015

Слово на День Победы

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

9 мая вся наша страна празднует особый юбилей – 70-летие победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Эта дата касается всех живущих сегодня в России и многих за ее пределами. У каждого есть своя внутренняя связь с этими уже отдаленными, но тем не менее живыми в сознании людей событиями прошлого столетия.

Большинство россиян родились после Великой Победы 1945 года и не знают ужасов войны. Тем не менее, одних связывает с ней память о родных и близких людях, переживших эту войну, – в их искренних рассказах отразились и горечь потерь, и страх близкой смерти, и радость избавления. Для других эта связь состоит в принадлежности к народу-победителю, явившему в тяжелые годы военных испытаний величие духа, самоотверженный героизм на фронтах и жертвенный подвиг в тылу.

Великая Отечественная война пробудила в народе веками накопленный духовный потенциал. Ведь Православие видит в защите земной Отчизны подтверждение верности Отечеству Небесному. В христианстве нет большего проявления любви, чем отдать свою жизнь за ближних (Ин. 15, 13). Недаром в суровые военные годы государство ослабило жестокие гонения на Православную Церковь и позволило ей открыть храмы, монастыри, духовные школы. В годы войны тысячи людей обрели молитву, обратились к вере в Бога и вспомнили слова мученика III века епископа Киприана Карфагенского, давно ставшие народной поговоркой: «кому Церковь – не мать, тому Бог – не Отец». Это была победа над антицерковными умонастроениями в советском государстве.

Для меня и, думаю, для многих, чье детство пришлось на послевоенные годы, из общения со старшими становилось очевидным, что на войне люди оказывались ближе к Богу и получали живой духовный опыт. Уверовав во Христа, они сознательно приходили в Церковь. Многие известные монахи Троице-Сергиевой Лавры, преподаватели Московских духовных академии и семинарии были фронтовиками с боевыми наградами. После окончания войны они продолжили битву за наш народ, но уже на ином – духовном поле брани. Эта война была направлена не против людей, а против духов злобы (Еф. 6, 12), против разъединяющих человека с Богом страстей и пороков. В их числе первым стоит неверие – духовная слепота и черствость сердца.

День Победы принес непродолжительную оттепель для Церкви, а потом борьба с религией возобновилась, продолжилось и разрушение храмов. Борьба за сердца людей, за веру, за сохранение в России Православия была тяжелой, но в ней наш народ также одержал победу: на закате советского периода стали вновь открываться храмы и монастыри, люди с энтузиазмом приступили к возрождению святынь и налаживанию церковной жизни.

Так бывает и с нами. Мы обращаемся к Богу и горячо верим в Него, переживая переломные моменты, когда рушится привычный строй жизни или тяжелые болезни посещают нас и наших близких. Но как только все снова налаживается, мы закрываем двери своего внутреннего храма и разрушаем его. В угоду постыдным страстям, модным прихотям, вредным привычкам мы оскверняем свое тело, которое должно быть храмом Святого Духа (1 Кор. 6, 19). Совсем недавно мы проходили пост, уклонялись от порока и непристойных увеселений, покаянием стремились обрести внутренний мир. Но прошло всего несколько недель после встречи Пасхи Христовой, и где наша пасхальная радость, где плоды победы над грехом? Мы не как победители, а как побежденные склоняемся перед грехом, идем на компромиссы со своей совестью, утешая себя: я разок совершу грех, а потом покаюсь. Но при этом забываем, что исповедь – это не бухгалтерская отчетность о количестве совершенных грехов, а изменение жизни. Когда мы каемся на Таинстве Исповеди, то обещаем не возвращаться ко греху, стать его победителями.

Святитель Феофан Затворник предупреждал о необходимости всеми силами блюсти себя от греха и после окончания поста, сохранять приобретенные подвигом чистоту и благочестие, не увлекаться приманками прежних грехов. Только тогда каждый последующий пост будет новой ступенью, приближающей нас к Богу, а не бегом на месте. Приобретенный духовный опыт в дни поста мы должны приумножать.

Чтобы победить любую страсть, надо удерживать уже отвоеванный у нее рубеж и продолжать наносить ей сокрушительные удары. Нельзя вступать с грехом в переговоры, надо стремиться к полному освобождению от него каждого уголка своей души – вплоть до окончательной победы. Ведь только Христос – Победитель смерти, только Он – наш Спаситель, и лишь в Нем мы обретаем полную победу над грехом.

В 1945 году 9 мая пришлось на Светлую седмицу, и празднование победы над фашизмом соединилось с пасхальной радостью о Воскресении Христовом, о победе Жизни над смертью. Празднуя 70-летие победы в Великой Отечественной войне, чествуя ветеранов и почитая память защитников нашей Родины, станем их достойными преемниками!

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru