Издательский Совет Русской Православной Церкви: Дмитрий Володихин о памятнике князю Владимиру в Москве

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дмитрий Володихин о памятнике князю Владимиру в Москве 05.05.2015

Дмитрий Володихин о памятнике князю Владимиру в Москве

На сайте журнала «Фома» опубликована статья историка Дмитрия Володихина, номинанта Патриаршей литературной премии этого года.

Вот уже несколько месяцев то разгораясь, то затухая, то вновь набирая жар, идет дискуссия вокруг памятника святому Владимиру, который этим летом появится в Москве, на Воробьевых горах.

Ох, как много слышится голосов, наполненных сомнением или даже негодованием!

«Почему в Москве? Ни разу же здесь не был! Когда он княжил, и самой-то Москвы еще не существовало! Он вообще правил Киевом, а тут, что, будет почетным гостем?» Или вот еще, иначе: «Почему перед Университетом? Религиозный герой перед цитаделью светского просвещения… одно с другим не вяжется». Ну, или совсем простое: «Мне жалко смотровую площадку, эта фигура там всё испортит, да и в целом ставить ее туда – против всех градостроительных норм».

А вот апофеоз всего: «Это всё из-за политики! Поссорились с Украиной, отобрали Крым, теперь хотим и князя Владимира у них отобрать! Какая-то казенная идеология».

Допустим, кому-то кажется, что памятник смотровую площадку «испортит», кому-то, что, напротив, украсит. Можно полемизировать на сей счет до умопомрачения, и ничего, кроме вкусовщины высказано не будет.

А спор на почве истории, культуры, просвещения – вот это действительно серьезно. И тут стоит привести контраргументы.

Да, при великом князе киевском Владимире Москвы как города не существовало. Ее история начинает отматываться с середины XI века, а к тому времени Владимир Святославич вот уже без малого полтора столетия как был погребен. И от современных украинских историков, а пуще того от публицистов, нередко слышишь: «К вам святой Владимир не имеет отношения, он наш!»

Но в ту пору, когда он правил, громадная Киевская Русь включала в себя владения, которые сейчас входят в состав и России, и Украины, и Белоруссии. Притом большая часть его державы приходится на земли нашей страны.

Высокую культуру Византии и балканского славянства, которая шла на Русь через Киев, как через открытые ворота, в равной мере унаследовали все три государства. Соответственно, ни одна из этих стран не имеет монополии на историческую память о святом Владимире.

Московская ветвь династии Рюриковичей отлично помнила своих предков: в «Степенной книге царского родословия», появившейся при Иване Грозном, о Владимире Святом сказано: «Многие и различные именования были… странам Русского царствия, ими же правило и дань с них брало благословенное семя… великого князя Владимира Святославича в роды и роды», — а в их числе и московские потомки древнего правителя Руси.

В Москве издревле существовали храмы, освещенные во имя святого Владимира. История старейшего из них, того, что стоит на Старосадском переулке, восходит к XVI столетию! Равноапостольного князя москвичи чтили с незапамятной древности.

И, наконец, маленькая «техническая» деталь: именно Владимир Святославич в начале 980-х годов присоединил к «империи Рюриковичей» землю славянского племенного союза вятичей, на которой впоследствии вырастет Москва. На княжения в Северо-Восточной Руси он поставил собственных сыновей.

Теперь относительно соседства Московского университета и памятника Крестителю Руси.

Откуда в России взялось просвещение? Никто иной, как Владимир Святославич, устроил первые школы на Руси. Для «обучения книжного» туда принудительно собирали детей знати. Шли на Русь ученые люди из Болгарии и Византии – переписывать церковные книги, переводить их, передавать опыт русским ученикам. На протяжении первых веков просвещение на Руси являлось делом Церкви и вытекало из того поворотного события, что в X веке, по воле князя Владимира, страна приняла Крещение. До него наш народ не имел ни письменности (помимо значков для счета, гадания и магических ритуалов), ни литературы, ни систематически организованных знаний о мире. Первым ректором крупного регулярного училища в России стал иеромонах Тимофей. Главами первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии – ученые греческие иноки Иоанникий и Софроний Лихуды, призванные Русской церковью. Позднее в этой академии учился и Михаил Васильевич Ломоносов – основатель первого в России университета… Выходит, всё русское просвещение, как великая река, вытекло из почти незаметного источника — маленьких училищ, основанных великим князем Владимиром.

Хорошо, очень хорошо, что сейчас об этом напомнят всей громадной массе студентов, доцентов, докторов, профессоров и академиков России!

Напоследок скажу как москвич, любящий свой город.

Москва чудовищно бедна памятниками, которые ассоциируются с историческими корнями города, его древностью и, уж тем более, древними временами его культуры, его веры. Памятника Ивану Калите нет. Памятника Ивану Великому нет, а ведь именно он начал строить тот самый кирпичный Кремль, без которого ныне Москва просто немыслима! Слава Богу, появились монументы свв. Кириллу и Мефодию, патриарху Гермогену. Ну а преп. Сергий Радонежский, столько сделавший для Московской Руси? А св. Нестор, с которого началось всё наше летописание? А св. Леонтий Ростовский, погибший, крещая Северо-Восточную Русь? А митрополит Иларион, первый богослов древнерусский? Они что — никак не соотносятся с историей и культурой России и, в частности, Московской земли? Никак не повлияли? Их что, забыли после смерти, и миллионы русских православных людей их вовсе не чтили? Разве они недостойны того, чтобы памятники им поставили в столице Русской государственности? И чем лучше их, случайное, прямо скажем, лицо – князь Юрий Долгорукий, всего-навсего давший в Москве, маленькой охотничьей резиденции, «обед силен» своему союзнику?

В современной Москве маловато напоминаний о той древнерусской почве, которая породила великий город.

Памятник святому Владимиру — то малое, что следует сделать… для начала. Но только для начала. Не следует на этом останавливаться.

«Фома»

Биография

Володихин Дмитрий Михайлович родился в семье офицера пограничных войск СССР и учительницы в Москве. Русский. В 1986 году окончил школу № 39 города Москвы. В 1987—1989 годах служил рядовым войск ПВО Группы советских войск в Германии. В 1986—1993 годах — студент исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и, позже, аспирант МГУ. Специализируется на истории средневековой Руси, архивоведении, палеографии. С 1991 года работает на кафедре источниковедения и историографии МГУ, профессор с 2014 года.

С 1995 года — кандидат исторических наук. Защитил диссертацию по материалам архива Московского патриаршего дома. С 2011 года — доктор исторических наук. Защитил диссертацию «Социальный состав высшего командования вооруженных сил России в 1530—1570-е гг.».

С 1994 года входит в состав редакционно-издательского совета Института специальных исторических дисциплин Российской академии естественных наук.

В 1995—2001 годах вёл ряд учебных курсов в Университете Российской академии образования.

В 1995 году получил I премию на Конкурсе молодых ученых МГУ за книгу «Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI вв.» (М., 1994), написанную совместно с Д. Н. Александровым.

Работал редактором в издательстве «Планета». В 1993--2007 годах — редактор, заместитель главного редактора, исполнительный директор издательства «Аванта+», принимал участие в подготовке выпускающейся последним серии «Энциклопедия для детей» и других изданий, руководитель проектов «Антология мировой детской литературы» и «Антология мировой фантастики». За подготовку «Энциклопедии для детей» был удостоен премии Президента РФ в области образования за 2001 год. С 1997 по 2009 год возглавлял собственное издательство «Мануфактура».

В 2007—2008 годах — редактор отдела культуры в общественно-политическом издании «Политический журналъ». С лета 2008 по март 2012 года — заместитель главного редактора в историко-культурном журнале «Свой» Никиты Михалкова. В 2011—2013 годах преподавал на литературных курсах Московской городской организации Союза писателей РФ (группа жанровой романистики). С 2014 года — советник директора Российского института стратегических исследований.

В 2013 году награжден Макариевской премией за монографию «Пожарский».

Является заместителем председателя правления Историко-просветительского общества и членом редколлегии альманаха «Историческое обозрение». Основатель и главный редактор (1997—2001) журнала «Русское средневековье».

Живёт в Москве. С 2000 года женат на Ирине Станковой. В 2001 году принял православие. Свои общественно-политические взгляды определяет как государственнические и имперские. По словам Дмитрия Володихина, «Патриотизм — главное прибежище порядочных людей». Является одним из современных теоретиков цивилизационного подхода в российской исторической науке (коллективная монография «Традиция и Русская цивилизация»).









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru