Издательский Совет Русской Православной Церкви: Нам дан залог Жизни Вечной. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Нам дан залог Жизни Вечной. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном 01.05.2015

Нам дан залог Жизни Вечной. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

Во время Своей земной жизни Христос неоднократно предостерегал людей от беспечности. Однажды Он рассказал притчу о человеке, которого покинул «нечистый дух». Этот злой дух не мог найти себе покоя, скитаясь по безлюдным местам, и снова возвратился к человеку, который, однако же, за время его отсутствия не потрудился принять Духа Святого в свое сердце. Увидев оставленную им душу очищенной покаянием, но не заполненной дарами благодати, он «берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там». И тогда человек приходит в худшее состояние, чем прежде (Мф. 12, 43–45).

В дни торжества Пасхи Господней Церковь напоминает нам об опасности беспечного отношения к своему спасению, чтобы нас не постигла участь души, оставленной злом, но не приобщившейся к добру. В это воскресенье мы слышим предупреждение Спасителя исцеленному человеку: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).

Эти слова относятся не только к телесному здоровью, но и к состоянию души человека. Никто не станет пренебрегать предписаниями врача после только что перенесенной тяжелой болезни, опасаясь заболеть вновь. Вот и в духовной жизни мы должны поступать так же. Пережив болезнь греха, получив исцеление через подвиг молитвы, воздержания, покаяния в дни Великого поста, мы не должны возвращаться к прежней жизни ветхого человека. «Не греши больше», – говорит Христос уже не расслабленному, а всем нам в эти пасхальные дни.

И речь тут идет не о непреднамеренном совершении греха, а о возвращении к прежней греховной жизни, о возвращении к тем грехам, в которых мы уже принесли покаяние. После того как страсть оставляет человека, его душа может почувствовать себя опустошенной. Прежде у нее был постоянный «интерес», а освободившись от греха, в начале своего исцеления, она не знает, чем заняться. Человеку дается выбор, чем заполнить эту пустоту: он может идти дальше по пути Евангелия, умножая в своем сердце добродетели, но может и впасть в соблазн вернуться к прежнему греховному образу жизни. Например, он раскаялся в осуждении ближних, но не знает, о чем же теперь говорить, если не судачить о соседях или начальстве. Или встретился с друзьями, как же не «отметить» эту радостную встречу? Или вот, например, пришел школьник домой, как же не поиграть на компьютере, пока нет родителей?

Святые отцы предупреждают, что подобные мысли сеет диавол, который очень хочет, чтобы человек откликнулся и послушал его.

Современный человек грешит много. Он не думает, что грешит, когда с упоением осуждает ближних или безудержно поглощает различные яства, бурно навязывает другим свое мнение или в одиночестве упивается алкоголем. Порой, оправдывая свой грех, он говорит: я сделаю это лишь разок – «отведу душу» и больше не буду. Но надо понимать, что таким образом он ввергает свою душу в дьявольские сети и будет делать это вновь и вновь, пока не направит ее в ад. Ибо после смерти человек окажется там, где привык быть во время земного своего существования. После смерти хулитель Бога уже Его не полюбит. Завистник и в раю будет мучиться, наблюдая чужое счастье. Там не обретет покоя одержимый любой греховной страстью, поскольку у него не будет возможности ее удовлетворить.

Проходя Великий пост, мы получили исцеление от греха. Этот приобретенный нами духовный опыт мы не должны оставлять. Завершив подвиг поста, не стоит на этом успокаиваться, отдыхать от внутренней работы над собой. Как спортсмен после соревнования продолжает тренировки для сохранения нужной формы, так и христианин не должен расслабляться в духовной жизни и снова начинать грешить. В помощь нам для поддержания правильного духовного состояния Церковь установила однодневные посты среди недели: в среду (когда вспоминается предательство Иуды) и пятницу (в воспоминание страданий и Крестной смерти Христа). Эти дни воздержания и молитвы помогают нам подготовиться к малой пасхе – воскресному дню, когда каждый христианин должен прийти в храм для встречи с Воскресшим Господом.

До последнего момента нам надо стремиться приобрести вместо греховных привычек добрые навыки, чтобы стать храмом живущего в нас Святого Духа (1 Кор. 6, 19) и на своем опыте ощутить, что Царство Божие пребывает внутри нас (Лк. 17, 21). Это и есть залог Жизни Вечной, которая открыта Воскресением Христовым для всех.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru