Издательский Совет Русской Православной Церкви: Пасха – основа нашей веры. Неделя 2-я по Пасхе

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Пасха – основа нашей веры. Неделя 2-я по Пасхе 17.04.2015

Пасха – основа нашей веры. Неделя 2-я по Пасхе

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

На восьмой день Святой Пасхи, во второе воскресенье пасхальных торжеств, Церковь обращает наше внимание на важность веры во Христа.

В день Своего Воскресения Иисус Христос явился Своим ученикам (Ин. 20, 19). Они находились в доме: после расправы, совершенной над их Учителем, они боялись за свою жизнь и потому держали все двери запертыми. Жены-мироносицы возвестили им, что видели Христа Воскресшего, но сознание испуганных людей не смогло воспринять этого. И вот Христос является им Сам, чтобы они уверовали в Его Воскресение. Спаситель показывает Свои руки и ноги и даже ест рыбу и мед, доказывая, что Он не дух усопшего (Лк. 24, 37–43), а именно Тот, Кого казнили римляне, Тот, Кто умер и теперь воскрес.

Фома, один из двенадцати апостолов, в тот вечер отсутствовал и позже, услышав рассказы очевидцев о явлении Воскресшего Христа, заявил, что не поверит их словам, пока сам не увидит раны Спасителя, которые остались на Его Теле после Распятия. Эти события происходили до Сошествия Святого Духа на апостолов, и они еще не имели благодатного дара убеждения. Возможно, кому-то из них не хватало уверенности в том, что они действительно видели Самого Христа. Во всяком случае, никто из них не смог убедить в этом Фому.

Спустя семь дней Господь вновь явился апостолам и предложил Фоме не только рассмотреть, но и осязать, потрогать раны, оставленные на Его теле жестокой казнью. По свидетельству любимого ученика – евангелиста Иоанна Богослова, Спаситель знал абсолютно все о каждом человеке (Ин. 2, 25). Знал Он и то, что апостол Фома из тех людей, которым необходимо во всем удостовериться на собственном опыте. Они ничего не принимают на веру, им требуется предметное знание. Через апостола Фому Христос дал опыт осязания Своих ран всем сомневающимся, прибавив важные для каждого человека слова: «Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27).

Фоме было ясно, что через запертые двери способен проникнуть лишь бесплотный дух или Всемогущий Бог, поэтому, как только все сомнения его покинули, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28). В ответ Христос сказал знаменитые слова о блаженстве, великом счастье иметь веру (Ин. 20, 29), которые адресованы всем людям.

Сын Божий пришел в наш мир, чтобы привести к вечной жизни верующих в Него (Ин. 6, 40). Вера – это дар благодати и одновременно подвиг каждого человека. Она должна действовать в душе, увлекать следовать за Христом, познавать Его учение и стараться жить по Евангелию. Без веры соблюдение внешних традиций и обрядов будет бесплодным. Истинная же вера даже без слов, одним лишь своим примером привлекает людей ко Христу.

Видя веру мучеников первых веков, христианами становились даже их мучители и многие свидетели этих страшных истязаний, как, например, мученик Адриан. Наблюдая, с каким мужеством христиане переносят мучения, он поинтересовался, ради чего они все это терпят. В ответ он услышал слова апостола, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Объявив себя христианином, святой был подвергнут жесточайшим мучениям, которые остальные не могли вынести. Но это не поколебало его веру.

В прошлом веке, несмотря на жестокие преследования, лагеря и ссылки, вопреки враждебному отношению властей, использовавших для борьбы с религией все возможные средства формирования общественного сознания, миллионы жителей нашей страны продолжали верить в Бога и жить по Евангелию. В результате, как было признано в одном из западных фильмов об истории христианства, в России Православие победило коммунизм.

Сегодня нас не подвергают мучениям, мы можем свободно приходить в храм, читать Евангелие и творения святых отцов. Но от христиан по-прежнему требуется подвиг веры. И сейчас, среди окружающих нас соблазнов западной цивилизации и диктуемых ею стандартов жизни, этот подвиг по-своему сложен и по-прежнему требует от нас возлюбить Бога больше всего и всех на свете. Я помню рассказ одного человека, что он пришел к вере в Бога, увидев пожилую женщину, которая шла из храма после Причастия. Этому человеку было достаточно посмотреть на ее радостное лицо, чтобы поверить, что Бог есть.

Напоминая нам историю уверения апостола Фомы, Церковь призывает нас иметь твердую веру и соответствующую ей жизнь, чтобы нашему свидетельству о Христе Воскресшем поверили окружающие и всей своей жизнью стали свидетельствовать о Его Воскресении.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru