Издательский Совет Русской Православной Церкви: Интерактивная книга: как мобильные устройства меняют лицо книги

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Интерактивная книга: как мобильные устройства меняют лицо книги 03.03.2015

Интерактивная книга: как мобильные устройства меняют лицо книги

Алена Соснина, руководитель цифрового издательства UnderPage, в своей статье рассказывает об истории возникновения интерактивных книг и перспективах развития этого сегмента рынка электронных изданий.

Книга — это объект культуры, который претерпел множество изменений за свою историю. Первые известные книги — глиняные таблички — появились более пяти тысяч лет назад. Постепенно, с развитием технологии, люди начали использовать свитки, затем пришло время манускриптов — рукописных книг, которые изготавливались из пергамента. Но все серьезные прорывы совершались в книгопечатании во времена индустриальных и технологических революций. Кардинальное изменение книги впервые случилось, когда Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Второе происходит на наших с вами глазах, и толчком к нему послужили цифровые технологии.

Авторы и издатели начали задумываться о роли компьютера в судьбе книги еще в 1970-х. Первой электронной книгой стала набранная вручную Конституция США. Практически одновременно с ее появлением начались эксперименты с применением новых технических возможностей к литературному тексту.

Однако широкое распространение электронные книги получили только в 2000-х с появлением мобильных устройств — так называемых “читалок”, телефонов, а позднее — смартфонов и планшетов.

До 2014 г рынок электронных книг показывал устойчивый рост на 100-200% в год, и согласно отчетам Publishers Weekly составил более 13% от объема общего книжного рынка, что в денежном эквиваленте составляет порядка $151 млн. Электронные книги настолько глубоко и органично вошли в нашу жизнь, что ООН включило мобильное чтение в свою программу по повышению грамотности населения стран третьего мира. Более того, специалисты ООН в ходе исследований мобильного чтения выяснили, что люди, предпочитающие читать электронные книги, читают больше и чаще, чем любители бумаги.

Мобильные устройства не только стали толчком к увеличению объема чтения, но и изменили саму книгу. Планшетные компьютеры с цветным дисплеем позволили встраивать в книгу видео, аудио, анимированные элементы, и привычный облик книги начал меняться в сторону гибридного формата — интерактивной книги.

Первые интерактивные книги появились в 2010 г одновременно с выходом на рынок Apple iPad, и их история началась в США.

Идея поставить производство ИК на поток принадлежит сотруднику компании Apple Мэтту МакИннису. МакИннис покинул компанию в 2009, как только пошли слухи о разработке iPad, и основал компанию Inkling, которая сфокусировалась на создании “обогащенных” видео и иллюстрациями книг для студентов университетов. В 2010 г, практически одновременно с презентацией первого iPad компания выпустила свои первые книги. Первые книги МакИнниса были созданы хардкодом на HTML5. Книги имели большой успех у студентов и не имели успеха у издателей. МакИннис быстро понял, что ручное производство книг на HTML5 — дорогой и долгий процесс, и Inkling, на тот момент уже известный крупный стартап, выпустил на рынок собственный редактор для создания “обогащенных” книг.

Сейчас Inkling — одна из крупнейших компаний, поддерживающих собственный сервис для создания интерактивных книг. Их клиенты — крупнейшие издательства мира. Книги, которые выходят из редактора Inkling, позволяют встраивать видео, аудио и гиперссылки. Inkling производит так называемый обогащенный epub, который воспроизводится на iPhone, iPad и части устройств на Android. Компания фокусируется на рынке университетской литературы, поэтому ее книги известны только в достаточно узких кругах.

Наиболее широкую известность интерактивным книгам дало решение компании Apple — Apple iBooks Author. Правда, оно позволяет выпускать книги только для iPad, но благодаря известности компании оно широко распространилось по всему миру. Спектр медиа, которые можно добавить в книгу, не слишком отличается от Inkling — видео, аудио, картинки, поп-оверы и поп-апы. Apple изначально позиционировало свое решение как платформу для создания книг для образования. Но в результате решение стало использоваться и для других нужд — кулинарные книги, фотоальбомы и даже сборники поэзии.

В развлекательных интерактивных книгах первопроходцем стал Disney. Этот крупнейший бренд быстро понял, какие широкие возможности открывает для него создание детских книг-приложений и обогащенных книг, посвященных различным его франшизам. Disney делает все свои книги “руками”, и это сложные, совершенно индивидуальные продукты.

Если в США создатели интерактивных книг по большей части фокусировались на образовании, то старая добрая Европа практически сразу же начала экспериментировать с художественной литературой. Сложные сервисы для создания в Европе так и не появились, но зато было создано много интерактивных книг, обладающих собственным лицом и индивидуальностью.

Из самых интересных проектов можно упомянуть французский Byook и английский Loud Crow.Byook стал первым проектом, который решил проэкспериментировать с интерактивной книгой-триллером. В 2011 г. вышла их книга Little Fear, в которой создатели попытались использовать техники фильмов ужасов, чтобы действительно напугать читателя.

Loud Crow — “бутиковый” детский проект, выпускающий интерактивные версии детских книг, неоднократно становился номинантом различных премий. Главная “фишка” Loud Crow — это их художник, который иллюстрирует все книги проекта в незабываемом стиле.

Азиаты изначально сфокусировались на западном рынке и на создании сервисов, а не контента. Однако в связи с разницей культур ни одного всемирно известного проекта в книжной сфере не смог породить ни Дальний, ни Ближний восток.

Из интересных проектов можно разве что упомянуть индийцев из Papertrell, позволяющего создать книгу под любое мобильное устройство и имеющим множество шаблонов. Одна из их книг, созданная совместно с издательством Harper&Collins, SAS Survival Guide, заработала больше $1 mln за 1 год.

Если в США и Европе первопроходцами в сфере интерактивных книг были IT-специалисты, в России эксперименты с интерактивными книгами изначально исходили из издательств. Первую интерактивную книгу “Приключения Мюнхгаузена” выпустило издательство Рипол-Классик. Книга была детская и сформировала у пользователей устойчивое впечатление, что интерактивные книги могут быть только для детей, хотя, фактически, наиболее успешные международные проекты и книги были созданы для взрослой аудитории.

Российский рынок интерактивной литературы на данный момент ужасающе мал, и UnderPage — один из немногих проектов на рынке, существующих больше года. Наша основная задача — сделать производство интерактивных книг максимально недорогим и доступным и наполнить рынок достойными книгами, сделанными как нами, так и пользователями нашего редактора.

Основная проблема, которая сейчас стоит перед издателями и авторами, которые хотели бы выпустить собственную книгу — это высокая стоимость разработки и дизайна. Одна страница интерактивной книги стоит минимум $100. Наша “идеальная” цена для страницы — $6, и мы стараемся сделать все, чтобы ее достигнуть.

Источник









Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru