|
||||
|
03.02.2015
Путь святыхНа портале «Православие.ру» опубликован доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, с которым он выступил на конференции «Святоотеческое наследие в обществе, семье и государстве», проведенной в рамках XXIII Рождественских образовательных чтений 2015 года.
Совсем недавно прошли радостные и светлые праздники. Богослужение этих святых дней наполнено глубоким смыслом о тайне нашего спасения. В паремии навечерия Богоявления звучали слова пророка Варуха о том, что мы счастливы, потому «что мы знаем, что благоугодно Богу» (Вар. 4, 4). Путь богоугождения указывают нам те, кто опытно им прошел — святые всех времен и народов. Их наставления и пример жизни являются верными ориентирами для всех людей, ищущих спасения. Но ментальность современного общества зачастую далека от святоотеческих традиций и их идеалов. Сегодня найдется немало крещеных в Православии людей, которые по невежеству безосновательно считают Церковь Христову пережитком прошлого, навязывающим людям устаревшие правила и нормы жизни. В святые дни радости о воплощении Сына Божия и об обновлении природы силой Святого Духа многие из таких людей заходят в храм из праздного любопытства или ради формального соблюдения обычаев только затем, чтобы набрать крещенской воды. Подобное состояние скепсиса и теплохладности веры российское общество переживает не впервые. Еще в XIX веке представители славянофильского движения осмысливали святоотеческое наследие, сохраняемое Православной Церковью, и отмечали гибельность вытеснения веры рациональным мышлением. В 1839 году Иван Васильевич Киреевский писал: «Все высокие умы Европы требуют новой духовной силы вне разума, требуют новой пружины жизни вне расчета — одним словом, ищут веры и не могут найти ее у себя, ибо христианство на Западе исказилось своемыслием»[1]. Великий русский учитель веры и христианской жизни XIX века — святитель Феофан, Затворник Вышенский предупреждал об опасности для России забвения святоотеческой традиции и восприятии чуждых ей духовных и нравственных идеалов. В своем неизданном возражении против вольномыслия он так писал об их пагубном влиянии на наше общество: «Уклонившись от пути правды, они (то есть люди Запада — МК) потеряли всякий вкус к истине, и всякий призрак пути считают за самую истину, раскрашают его прилипчивыми фразами и пускают таким образом этот фальшивый товар. А мы как дети — хватаем их мыльные пузыри, любуемся ими, восхищаемся»[2]. В качестве отрицательного примера святитель Феофан приводил Францию, которая в XIX веке считалась самой передовой страной Европы: «Франция потеряла истину, — с тех пор, как наводнилась языческими взглядами, обычаями, искусствами, правилами жизни. Во всем этом они крепко запутались — многие из них сознают и стараются выпутаться: но кто вполне, кто немного»[3]. Обозначенная православными философами и духоносными подвижниками проблема отказа России от святоотеческого пути богоугождения заявила о себе особенно явно в начале следующего ХХ века. Всем известно, к каким катастрофическим последствиям в политической, социальной и других сферах жизни общества это привело. Однако это была эпоха не только политических и социальных потрясений, но и расцвета старчества и подлинной святости, которую не смогли заглушить мирские треволнения. Это отчетливо видно на примере воспоминаний живых свидетелей той эпохи: дочерей Льва Николаевича Толстого и ученого монаха, взрастившего любовь Христову в своем сердце — будущего митрополита Вениамина (Федченкова). Сопоставляя их взгляды, можно убедиться, насколько противоположные отношения к церковной традиции бытовали в то время в умах современников. «Не хочу, не нужно, фальшиво все!»[4], — протестовала на просьбу матери пойти в храм на Литургию одна из дочерей писателя Александра Толстая. Ее сестра — Софья Толстая была более благодушна в оценке богослужения: «Мне не мешают, как другим, бессмыслицы в роде "дориносима чинми", "одесную отца" и пр. Помимо этого церковь — место напоминания нам Бога, место, куда столько миллионов людей приносило свою веру, свое возвышенное религиозное чувство, свои горести, радости во все моменты изменчивой судьбы»[5]. Совсем иные мысли находим в книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Божии люди». Будучи еще архимандритом, ректором Таврической семинарии, во время пребывания в Оптиной пустыни он встречался с преподобным Анатолием и преподобным Нектарием. Общение с этими представителями Оптинского старчества произвело на него неизгладимое впечатление и оставило нам его глубокое размышление о святости: «Святой есть только «образ» Божий, воплощенный в человеке. Как в иконе, так и во святых людях живет сам Бог Своею благодатью. И тут и там Сам Бог влечет нас к Себе Своими дарами радости, утешения, милосердия, духовного света. Как Спаситель с Моисеем и Илией явились на Фаворе в благодатном несозданном свете ученикам, и тогда Петр от восторга воскликнул: "Господи! Хорошо нам здесь быть" (Лк. 9, 33). Так и через святых людей эта же преображенская благодать и светит, и греет. А иногда — как это не раз было с о. Серафимом Саровским, — она проявляется и в видимом, хотя и в сверхъестественном свете. Так было и теперь: через «батюшку» (какое ласковое и почитательное слово!) светилось Солнце правды. Христос Бог наш. И люди грелись и утешались в этом свете». Трепетное отношение к носителям Духа митрополит Вениамин сохранял всю жизнь, и оно стало определяющим в его служении. Еще апостол Павел сказал, что в христианах живет Святой Дух (1 Кор. 6, 19). Если же мы не находим в своей жизни подтверждения его словам, то причина заключена только в нас самих. Как и два тысячелетия назад предназначение христианина, смысл его жизни состоит в приобретении святости — стяжании Святого Духа, как учил преподобный Серафим Саровский. Каким образом достичь столь высокой цели? Что для этого надо делать нам, людям XXI века? Как возможно в наше время приобщиться к торжеству Святого Духа? Задаваясь этими вопросами, надо чаще обращаться к святоотеческому наследию, вникать в смысл наставлений святых подвижников. Хотите побывать в келье у святителя Феофана Затворника? — прочтите его душеспасительные письма. По молитвам святого Господь подаст помощь и нужный ответ в деле спасения. Последние десятилетия наше общество пыталось жить по западным моделям. В то время как сам Запад отказывается от своих христианских корней, от понятия греха и формирует новый тип человека, нацеленного только на потребление и удовольствия. Сегодня его религией становится эгоизм и вседозволенность. Запад всецело нацелен на успех, самореализацию, гедонизм, что порождает в обществе непримиримую конкуренцию за место под солнцем. Такие установки очень далеки от христианских идеалов и даже противоположны им. «У нас вся культура другая — иная, своя; и притом …у нас иной, особый духовный уклад», — предупреждал русский мыслитель Иван Александрович Ильин. Мы должны помнить, что обладаем бесценным сокровищем — святоотеческим наследием. Оно поможет нам выбраться из тупиков и гибельной трясины постмодернистской культуры, в которой размыты представления о добре и зле. «Свет и тьма, добро и зло <…> — откуда они? — размышляет святитель Феофан Затворник в не публиковавшихся ранее заметках на книгу отечественного историка Генриха Вызинского «Папство и Священная Римская Империя в XIV и XV столетии (до Базельского собора)». — От вражды, положенной в начале между семенем жены и змия. Отсюда сыны Божии и сыны человеческие. Церковь и мир. Тою Господь всех хочет спасти, сей (т.е. мир — МК) — всех погубить. Отсюда борьба. Зло пересиливает! Господь посылает в помощь добру то суд — потоп, то смешение языков, то учреждение избранного народа. Когда и в них слабеет добро, являются судьи, пророки. Когда и это ослабело, "посла Бог Сына своего Единородного…". И потом тоже борьба… Христианство и язычество, — далее Дух Христов и дух мира. Вот ключ к разгаданию всех переворотов и изменений по течению истории»[6]. Путь святых — путь Евангельский, он доступен каждому человеку. «Постарайся обрести Иисуса Христа в сердце своем, — говорит основатель старчества в России преподобный Паисий Величковский, — ибо кроме сердца нашего нигде в ином месте найти его нельзя».
[1] Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984, с.120. [2] АРПМА Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Док. № 4331. Л. 39. [3] АРПМА Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Док. № 4331. Л. 39—40. [4] Дневники Софьи Андреевны Толстой (1897—1909). М., Кооперативное издательство "Север", 1932. [5] Дневники Софьи Андреевны Толстой (1897—1909). М., Кооперативное издательство "Север", 1932. [6] АРПМА Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 43. Док. № 4371. Л. 1. |
|