Издательский Совет Русской Православной Церкви: Цитаты

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О библиотеке Издательского совета РПЦ 03.12.2014 О библиотеке Издательского совета РПЦ

Библиотека Издательского совета Русской Православной Церкви насчитывает свыше 43 000 единиц хранения. В фондах библиотеки хранятся творения святых отцов и учителей Церкви, богословская, агиографическая, богослужебная, историческая литература, книги по церковному праву, церковной археологии, сектоведению, церковному и гражданскому искусству, справочная литература. Осуществляется методическая помощь библиотекарям в формировании фонда православной литературы и каталогизации.
Заведующая библиотекой Издательского совета Г.А. Матвеева

О роли книгопечатания 06.07.2011 О роли книгопечатания

Именно появление книгопечатания определило характер развития всей нации. Важность данного события в масштабах целого государства просто невозможно переоценить. Ни для кого не секрет, что человек, воспитанный на хорошей, нравственной литературе, вырастает достойным гражданином, способным приумножить духовные богатства и культурное наследие нации, имеет истинные патриотические чувства (Из выступления председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента).

О книгах  для детей и подростков 06.07.2011 О книгах для детей и подростков

Детская литература должна способствовать развитию детей и формированию их первоначального представления о мире в христианском свете, с точки зрения духовной составляющей. Для каждого возраста и рода деятельности должны быть своя литература, помогающая в развитии и дающая ответы в той или иной сфере деятельности (Из интервью председателя Издательского Совета РПЦ митрополита Калужского и Боровского Климента) .

О таланте О таланте

Чем глубже смысл, тем совершеннее должна быть форма, его выражающая. Если писатель создавал произведение, побуждаемый силой Божией, вдохновляемый пророческим даром – а тема пророческого служения очень близка русской литературе – то это обязательно найдет отражение в литературной форме его труда и предопределит художественные достоинства его произведения (Из интервью заместителя председателя Издательского Совета игумена Евфимия (Моисеева).

Литература сегодня Литература сегодня

Серьезная, подлинная, большая литература нужна будет человеческому обществу всегда – точнее, до тех пор пока оно захочет оставаться человеческим. Наше общество давно является секулярным, решение всех духовных вопросов вытеснено здесь в частную сферу жизни, поэтому серьезная литература для него – это единственное пространство для диалога о вечных ценностях, для размышлений о вечных вопросах. Это, если хотите, – его последняя надежда, последний шанс сохранить себя от полного одичания (Из интервью заместителя председателя Издательского Совета РПЦ игумена Евфимия (Моисеева).

О разных книгах О разных книгах

Книга печатная, электронное издание и аудиокнига не отрицают, но дополняют друг друга, предоставляя в целом богатейшие возможности для читателей. Конечно, печатная книга, изданная традиционным способом, находится на особом положении – на протяжении многих веков она стала подлинным явлением мировой и отечественной культуры (Из обращения председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента к читателям журнала "Православное книжное обозрение").

89
Пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Писания и святых отцов, хождение в церковь, частая исповедь и причащение, обеты и другие дела благочестия и доброделания — все это в совокупности, а иногда преимущественно в каких-нибудь одних частях, можно встречать в каждом почти житии святых отцов. Всем им общее имя — подвиг.

Святитель Феофан Затворник
«Путь ко спасению»

88
Мы объяты словом Божиим, оглашаемся им со всех сторон. Отовсюду идут к нам гласы трубные на разорение твердынь греха, как стен иерихонских. Во всех сих видах своих слово Божие уже показало и постоянно показывает свою победоносную над сердцем человеческим силу. Надлежит только заботиться, чтобы пути, коими расходится слово Божие, были хранимы и непресекаемы, — чтобы не умолкала проповедь искренняя, чтобы богослужение совершалось по чину и в назидание, чтобы иконописание было здраво и свято, пение трезвенно, просто и благоговейно.

Святитель Феофан Затворник
«Путь ко спасению»

87
Полнота знания победительна, ибо тогда некуда укрыться лукавому сердцу. В силу сей всеобъемлющей общегодности к пробуждению грешников слово Божие на земле ходит и до слуха нашего доходит многообразно. Оно неумолчно слышится в храмах, на всяком богослужении, и вне храмов, во всяком чине церковном; оно в пениях и песнях церковных; оно в проповедях отеческих и во всякой душеполезной книге; оно в душеспасительных беседах и ходячих изречениях назидательных; оно в школах, картинах и всяком видимом предмете, представляющем духовные истины.

Святитель Феофан Затворник
«Путь ко спасению»

86
Верный Сын Восточной Церкви! Послушай совета дружеского, совета спасительного. Ты хочешь познать основательно путь Божий, придти по этому пути к спасению вечному? — Изучай святую истину в Священном Писании, преимущественно же в Новом Завете, и в писаниях святых Отцов. Непременно нужна при этом упражнении и чистота жизни: потому что только чистые сердцем могут зреть Бога. Тогда сделаешься, в свое время, в мере известной и угодной Богу, учеником и наперсником святой Истины, причастником неразлучного с Нею, преподаемого Ею, Святого Духа.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты

85
Познавать истину из Евангелия и святых Отцов, посредством чтения причащаться живущему в них Святому Духу — великое счастье.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты

84
Преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших древних Отцов, знал наизусть святое Евангелие и вменял ученикам своим, по откровению Божию, в непременную обязанность выучить его.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты

83
Стараемся ли мы так мыслить, говорить, делать, чтобы всячески и все был в нас Бог, живот наш, сокровище наше, премудрость наша, красота и великолепие наше? Читай творения святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Ефрема Сирина и других святых. Какой в них был дух, какой небесный полет, какое презрение ко всем прелестям мира - к тому, что так высоко ценит мир, чем прельщается, чем бредит, чем болит и из-за чего беснуется! Они были небесные на земле, ходили только ногами по земле, а сердцем пребывали на Небесах.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Живое слово мудрости духовной»

82
Мысли человека имеют крайне сильное влияние на состояние и расположение его сердца и действий; потому чтобы сердце было чисто, добро, покойно, а расположение воли доброе и благочестивое, надо очищать свои мысли молитвою, чтением Свящ. Писания и творений св. Отцов, размышлением о тленности и скоропреходности и исчезновении земных удовольствий.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«О молитве»

81
Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому... не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные.

Препоподбный Амвросий Оптинский

80
Итак, благотворное действие чтения слова Божия и духовной литературы на душу человека, идущего по пути к вечной жизни, очевидно. Вместе с другими добродетелями оно делает христианина опытным в духовной жизни, способным преодолевать все встречающиеся на его пути препятствия.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

79
Без сомнения, — пишет святитель Тихон, - полезно и нужно прочитывать книги христианские, и их рассуждать, и в них поучаться; они просвещают ум и дают разум, и к покаянию подвигают, и к молитве возбуждают; но они все, как видим, на Христа указывают и ко Христу нас отсылают, и руководствуют, да от Него ищем исцеления и спасения (4:139).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

78
Учитывая великую пользу от чтения этих книг, христианин должен заниматься им систематически, чтобы "ни единого дня не пропустить без чтения" (1:109). Однако все эти духовные книги имеют лишь руководственное значение.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

77
Большую пользу приносит верующему и чтение житий святых. Здесь он находит множество примеров высокой духовной жизни угодников Божиих, примеров спасительного покаяния грешников, бесконечного милосердия Божия к кающимся и благодатной небесной помощи вступившим на путь очищения и спасения (1:152; срав. 2:114).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

76
Приступая к чтению святоотеческих творений, следует стремиться прежде всего к духовной пользе, стараться познавать, в чем грех состоит и в чем добродетель, чтобы научиться одного избегать, а в другом совершенствоваться (5:293). Как пчела от различных цветов собирает мед, так и христианин "от различных полезных книг духовных себе собирает пользу" (2:233).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

75
Святитель Тихон советует быть очень внимательным при выборе книг для чтения, так как неправославные авторы могут принести вред душе спасающегося. Еще более неразумно поступают те, которые стремятся найти ответ на свои вопросы не в ограде Матери-Церкви, а в лжеименном разуме. В этом отношении они уподобляются тем, которые, "оставивши живой, чистой воды источник, прибегают к мутным кладезям и жажду свою хотят утолить" (3:439; срав. 3:206).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

74
Духовные книги, в особенности творения святых отцов, дают возможность правильно понять смысл Священного Писания, понять состояние своей души. Святые отцы и подвижники не теоретически, но практически, опытно познали человеческую природу с ее немощами и страстями, научились побеждать духов злобы, глубоко постигли путь благочестия и спасения и этот свой богатый духовный опыт зафиксировали в своих писаниях. В своей основе эти творения имеют Евангелие, поэтому и рекомендуется христианину при чтении слова Божия руководствоваться прежде всего святоотеческими писаниями.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

73
Наряду с изучением Священного Писания святитель Тихон придавал большое значение и чтению житийной, святоотеческой и богословской литературы. "Должно читать наипаче Священное Писание, - пишет он, - а по нем и другие христианские православные книги" (1:208). Безусловно, на первом месте в жизни христианина всегда остается Библия, а прочие духовные книги читать он может, по образному выражению святого отца, "как в гости, прогуливаться" (5:358).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

72
Чтение Священного Писания и для христианина станет с течением времени насущной потребностью, если он с детства приучит себя черпать из него благодатные наставления, освещающие, подобно светильнику, его путь, исполненный трудов, скорбей и искушений.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

70
По слову апостола, Бог "хощет всем спастися и в разум истины прийти" (1 Тим. 2, 4). Поэтому Он и слово Свое святое "ради всех и всякого повелел написать, дабы всяк, читаючи или слушаючи его, мог спасение вечное получить" (2:9). Отсюда, как замечает святитель Тихон, люди всякого звания и чина, освященные и неосвященные, благородные и простые, мужчины и женщины должны неизменно упражняться в чтении священных книг.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

69
Слово Божие остается бесплодным у тех христиан, которые с радостью принимают его, но, увлекаясь мирской суетой, славой и материальными благами, подавляют его действие, как тернием. Вот почему, по словам святителя, очень мало тех, кто достигает блаженной вечной жизни, и это происходит по той основной причине, что не все стремятся идти тесным путем. Следовательно, чтение Евангелия должно быть неразрывно связано с осуществлением всего того, что оно заповедует (2:16).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

68
Господь даровал Свое слово не ради того, чтобы оно оставалось на бумаге, но чтобы в сердцах человеческих приносило плод. Если же христианин, зная евангельские заповеди, не исполняет их в своей жизни, то он от этого становится еще более "злейший.., нежели прежде был" (1:208). Примером тому служат книжники с фарисеями, которые часто слышали слово Божие от Христа, но не исправлялись и пришли в такое ожесточение, что убили Сына Божия (4:69). Вот почему святой отец небрежность и нерадение в изучении слова Божия называет признаком неверия и говорит, что Такой нерадивый христианин не только понесет наказание в этой жизни, но и в будущей не избежит вечного осуждения. Он лишается Божественной благодати, без которой он постоянно падает от греха в грех и погибает, если не принесет искреннего покаяния (3:208, 211).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

67
Не получает христианин пользы от чтения слова Божия тогда, когда не исполняет его в жизни, потому что знание евангельских заповедей должно непременно сочетаться с посильным их практическим применением, ибо не слушающие только слово Божие ублажаются, но слушающие и хранящие его (Лк. 11, 28).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

66
Вместе с тем святитель советует читать и изучать слово Божие не ради каких-либо причин, как, например, "изощрение ума, языка и словопрения", но для того, чтобы научиться познавать Бога, Его святую волю и согласно ей устроять свое спасение. Когда же читающий стремится приобрести только внешние знания, чтобы быть "словесным", остроумным в беседах с другими и тем самым прославиться здесь, на земле, то такое стремление бывает пагубным для души.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

65
Благодаря постоянному изучению Божественного слова душа христианина, обильно питаясь этой духовной пищей, постепенно совершенствуется и восходит от силы в силу. Как и в любой науке, приступающим к "науке евангельской" дается изучение сначала трудно, христианская жизнь кажется тяжелой и иго Христово несносным. Но затем систематическое чтение слова Божия в сочетании с практическим исполнением его в жизни открывает христианину духовный простор, становится его насущной потребностью, особенно в минуты затруднений и жизненных испытаний (4:223).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

64
Основываясь на словах Священного Писания: "Да не отступит книга закона сего от уст твоих, и да поучаешися в ней день и нощь" (Нав. 1,8), святитель Тихон поучает, что на пути ко спасению слово Божие необходимо изучать постоянно и на всяком месте.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

63
Приступая к изучению Священного Писания, христианин должен смирить свой ум, ибо слово Божие допускает к себе только смиренных (5:61). Без смирения и покаяния Евангелие не может принести пользы, ибо Сам Господь смирился, приняв на земле образ раба. "Пластырь к ране прилагается, и лекарь к больному, признающему свою немощь, приходит; так и утешение Евангельское сердцу сокрушенному подается" (5:25).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

62
Слово Божие приносит плод и тогда, когда христианин размышляет о прочитанном. При этом святитель советует "мало прочитывать и много рассуждать, что читается". Такое рассуждение есть как бы переваривание духовной пищи, обращение ее "в сок и кровь духовную" (5:315). В этом случае читаемое будет лучше восприниматься умом и сердцем человека, укрепляться в памяти, от чего просвещается ум и возникает еще большее желание к продолжению чтения (1:208).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

61
Немаловажным побуждением к изучению Священного Писания является вера, которая способствует возможно более глубокому проникновению в сущность искупительного подвига Сына Божия и пониманию его значения в спасении рода человеческого. Христианину необходимо считать несомненным все содержащееся в слове Божием как происшедшее от Бога, верить, что это — "Божие слово и есть истинно и неложно".

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

60
С благоговением должно соединяться и сугубое внимание, без которого семя слова Божия может быть похищено духом злобы, подобно тому, как птица склевывает семена, оставшиеся на поверхности земли, и тогда человек остается без плода (4:72).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

59
С каким усердием, говорит святитель, любовью, почтением и благодарностью читает человек письмо, полученное от близкого и дорогого лица, которому он обязан не только благосостоянием, но и самой жизнью. Он часто берет это письмо в руки, перечитывает, бережно хранит и даже хвалится им перед другими. Насколько же большее благоговение и усердие обязан выражать христианин по отношению к Посланию Бога, Царя Небесного и Господа Вседержителя, которое Он даровал через Своих пророков и апостолов (3:345)! Ведь это есть дар Божий, который требует "чистых рук к принятию, чистых ума и мыслей к размышлению, чистых уст к проповеданию" (3:204).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

58
Большую пользу приносит слово Божие в деле спасения человека, если оно читается с благоговением и страхом Божиим. Ведь это слово не человеческое, но Самого Бога, и потому при чтении этого слова надо проникнуться сознанием величия Того, от Кого оно исходит (1:55; срав. 2:11).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

57
Увлеченный мирской суетой до забвения о духовных предметах, человек, хотя и слышит или читает слово Божие, однако не может вместить его, а потому и остается без плода. И только надлежащая переоценка прежних духовных ценностей, перенесение центра стремлений, желаний и помышлений с внешних предметов на внутренний мир, освобождение от всего греховного, что отдаляет от Бога, доставляют человеку истинную свободу и очищение сердца, духовную целеустремленность, сосредоточенность, способность ко всякому доброму делу как в Церкви Христовой, так и в обществе (2:55; срав. 5:308).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

56
Если сердце христианина будет занято вместо молитвы мирской суетой или же греховной скверной, оно не может принять в себя слово Божие. Тогда оно бывает подобно наполненному сосуду или напоенной губке, которые, пока не освободятся от того, что содержат в себе, не могут вместить ничего нового.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

55
Хотящий спастись должен постоянно и усердно молиться, чтобы Сам Господь "плод слова Своего в сердцах наших творил и совершал" (4:72), потому что без просвещенного ума и сердца невозможно ни познать Бога, ни служить Ему. Таким образом, чтобы чтение Священного Писания принесло пользу и явилось надежным средством христианского доброделания, христианину следует соединять его с молитвой к Богу, которой бы оно начиналось, сопровождалось и заканчивалось (2:12; срав. 5:60).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

54
Чтобы слово Божие принесло обильный плод, христианину необходима помощь свыше, т. е. непосредственное содействие благодати Божией. "Земляное поле — сердце человеческое, — пишет Задонский Чудотворец, — с небесным семенем совокупится и плод сотвориги не может: надобно тут Небесного Делателя, Иисуса Христа силе и помощи действовать, якоже Сам глаголет: "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5) (4:72). Даже если бы христианин и стремился проводить благочестивую жизнь, само по себе это стремление никакого плода принести не может, когда сердце "теплотою благодати не будет согреваться и росою свыше орошаться". В таком случае он будет подобен семени, которое, находясь вдали от света, солнечной теплоты и дождя, остается бесплодным (4:73).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

53
Все люди различны между собою и по воспитанию, и по образованию, и по характеру, к тому же "глубоко растленно естество наше имеем, которое слову Божию противится" (3:210), поэтому и восприятие Священного Писания, основанное лишь на человеческом разуме, различно и даже противоречиво. Как показывает опыт, без Духа Божия человек "разуметь" Священное Писание не может. Святые отцы, достигшие личной святости и руководимые Духом Святым и разумом Церкви, оставили нам истинное толкование слова Божия. Поэтому все желающие безбедно идти по пути спасения должны покорить свой ум и волю Церкви Христовой, и тогда Дух Божий, "который пророками и апостолами глаголал", будет "действовать в нас, просвещать, вразумлять, наставлять и руководить нас" (3:210).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

52
Каждый последователь Христов должен всегда иметь перед собой святую Библию, изучать ее, носить в своем сердце и уме и на основании прочитанного воспитывать своего внутреннего человека. Однако, указывает святитель Тихон, читать и изучать ее следует с чистыми чувствами и доброй духовной настроенностью. В противном случае христианин вместо назидания и руководства может получить непоправимый вред для своей души. Главное, на что обращает внимание святой отец, — это необходимость понимать Священное Писание согласно изъяснениям святых апостолов и учению святых отцов.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

51
Войдя в сердце, Божественное слово делает его "седалищем премудрости духовной" (2:103; срав. 5:60). Оно низводит в душу благодатную радость, мир помыслов и желаний, вводит благоговейного читателя в светлую область мира духовного, где Отец Небесный питает и услаждает сердца стремящихся к Нему небесной пищей и Божественным питием. На высших ступенях духовной жизни христианин приходит с помощью слова Божия к познанию Божественных тайн и бытия мира (5:60).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

50
Великое облегчение и отраду Божественное Писание доставляет христианину во время его скорбей и страданий. Оно указывает страждущему на неизбежность и спасительность жизненных испытаний, приводя в пример образ величайшего Страдальца — Господа Иисуса Христа (2:184; срав. 3:153). Научая по-христиански воспринимать все превратности человеческой жизни и ревностно трудиться над очищением души, слово Божие постепенно возводит человека к совершенству и блаженной вечной жизни.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

49
Немаловажную пользу чтение слова Божия приносит христианину и в борьбе с грехом. Оно обличает грех, показывает его мерзость и гибельность, способно бывает отвратить сердце христианина от увлечений грехом (2:32). Имеющий греховную язву начинает познавать свое заблуждение, приходит в покаянное состояние, "уязвляется печалью" и только ради "Евангелия... отраду и утешение печали своей приемлет, как жаждущий от живого источника прохлаждение" (5:98).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

48
Чтение Священного Писания не только утверждает надежду; оно также насаждает и укрепляет любовь к Создателю, побуждает любить ближнего как своего брата, как члена единой Церкви, как образ Божий (1:85), учит любить как друзей, так и врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасти (3:90).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

47
Священное Писание "богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован" (2 Тим. 3, 16—17). Таким образом, слушание или чтение слова Божия с размышлением поддерживает и укрепляет веру, "не попускает ей утаснути" (3:24). Напротив же, кто не изучает прилежно Священное Писание, тот теряет веру и постепенно уклоняется на путь греха и беззакония, начинает служить не Богу, а диаволу, который влечет его подобно пленника в вечную погибель. Такой человек, по словам святителя, уже ничего доброго и душеспасительного сделать не может, хотя бы и добрым казался (1:73— 74).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

46
Слово Божие насаждает и укрепляет в душе веру, без которой невозможно угодить Богу. "Вера бо есть как семя насеянное, которое росою слова Божия орошается, растет и плоды приносит" (1:185), а без чтения слова Божия вера угасает. Человек по своей греховности бывает более всего склонен к плотскому мудрованию, особенно в вопросах веры и духовной жизни; поэтому для него требуется постоянное упражнение в слове Божием, возбуждающем и направляющем его духовные силы ко спасению.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

45
Священное Писание, говорит в другом месте святой отец, "дано нам от Бога ради спасения нашего и прославления имени Божия" (5:61; срав. 5:261). Прославляя Бога, христианин становится богомудрым, богобоящимся, благочестивым, делается новой тварью во Христе. Подобно тому, как благовонный бальзам наполняет дом благоуханием, так и слово Божие, войдя в душу, вносит в нее духовное благоухание страха Божия, любви к Богу и ближнему, покаяния, сокрушения, умиления и духовную радость. Оно также содержит в себе Божественную силу, которая побуждает христианина к духовному деланию. Без этой укрепляющей силы Святого Духа, изливающейся через слово Божие, он не может продолжать свой путь, ведущий в обители Отца Небесного (2:8; срав. 4:70).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

44
В связи с тем, что всякий грех начинается с греховного помысла, святитель Тихон советует христианину, на основании Священного Писания, научиться различать добрые помыслы от лукавых. Ссылаясь на слова апостола Павла: "Живо бо слово Божие и действенно и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным" (Евр. 4, 12), святитель говорит, что христианин, подобно садовнику, отрезающему от дерева негодные сучки и ветки, должен возникающие злые помыслы тотчас пресекать мечом глагола Божия, "дабы, укрегшвшеся, не повредили и не умертвили внутреннего человека" (4:53-54). Если же христианин, стремящийся ко спасению, пренебрегает словом Божиим и не упражняется в нем, то он бывает подобен воину, вступающему в битву без оружия (4:51).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

43
Каждый человек, по мысли святителя Тихона, должен испытывать себя, ощущает ли он при слушании или чтении Священного Писания его силу и действие в своей душе, чувствует ли он духовный подъем? И если да, значит, он на правильном, спасительном пути, значит, он, с помощью Божией, легко преодолеет все препятствия своего жизненного пути. Как известно из Священного Писания, Сам Христос Спаситель отразил диавольское искушение именно словом Божиим и подал пример Своим последователям "в нужных случаях темжде оружием против его (т. е. диавола. — А. И.) с Божией помощью боротися" (3:443).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

42
Не всегда слово Божие, посеянное на "земле сердец человеческих", может принести обильные плоды; это зависит от духовного преуспеяния человека. Как обычные семена, попадающие на различную почву, приносят неодинаковые плоды, так и слово Божие, если не обретает благоприятных условий в сердце человеческом, остается без плода или совсем погибает. Голос Отца Небесного всегда ударяет в сердца людей через Его слово, однако не всякий слышит его, потому что не у каждого, по слову Спасителя, открыты уши сердечные: "Имеяй уши слышати, да слышит" (Мф. 13, 9) (4:71; срав. 2:15).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

41
Благодатная сила, изливающаяся на читающего через посредство слова Божия, оказывает постоянное укрепляющее действие на его душу. Когда человек слушает или читает Священное Писание и размышляет о нем, то жизнь духовная разгорается, как лампада от вновь налитого масла (3:24).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

40
В Новозаветном Писании, как в духовной аптеке, скрыты многоразличные врачевства от всяких немощей, недугов и болезней. Здесь страждущий найдет утешение, сомневающийся -утверждение, незнающий — знание, пребывающий в подвиге веры — ободрение и подкрепление. Святитель также отмечает, что слово Божие простирает свое действие не только на душу, но и на тело человека, сообщая ему особую силу, бодрость и крепость (1:54; срав. 3:200).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

39
Отсутствие же ревности к изучению глаголов жизни вечной свидетельствует о болезненном состоянии души христианина. И как желудок, подверженный болезни, не принимает пищи до тех пор, пока не излечится посредством лекарств, так и тот, "кто не хощет слушать слова Божия, которое есть пища душевная, известным есть знаком, что душа его расслаблена, разболелась и требует врачевства и целительного пластыря" (1:101). Таким живительным пластырем, исцеляющим душевные язвы, является слово Божие, и к нему должен прибегать человек, поверженный в бедственное духовное состояние (4:77).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

38
Слово Божие есть пища, поддерживающая жизнь души, есть "богатая трапеза", "пресладкая христианской души вечеря" (4:107). Подобно тому, как тело человека постоянно укрепляется пищей, чтобы не ослабеть и не прийти в состояние изнеможения, так и душа нуждается в систематическом подкреплении духовной пищей слова Божия.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

37
Как луч света, проникающий в темные места, освещает все, что находится в них, так и свет слова Божия озаряет самые сокровенные глубины человеческого сердца и обнаруживает в нем всю ту греховную накипь, которая доселе сокрывалась в нем. Для того чтобы душа христианина все более и более просвещалась, ему нужно постоянно не только читать Священное Писание и размышлять о нем, но и созидать, согласно его требованиям, в своей душе Царство Божие.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

36
Слово Божие можно уподобить также свету, который светит идущим по пути в Царство Небесное и трудящимся в подвиге веры и благочестия, как и учит святой Псалмопевец: "Светильник ногама моима закон Твой (Господи. — А. И.) и свет стезям моим" (Пс. 118, 105). Кто не имеет перед собой подобного светильника и не руководствуется им, тот остается во тьме греховной, хотя он по наружности и благочестивый христианин. К таковым можно отнести тех, которые не считают грехом обидеть ближнего, обмануть или оклеветать его или же допускают многие другие беззакония, и это потому, что их ум не просвещен светом Евангелия (3:207).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

35
Священное Писание по своей чистоте и святости можно сравнить в какой-то мере с зеркалом. Как это вещественное стекло бывает способно обнаружить на лице человека всю его нечистоту и изъяны, так и слово Божие своей благодатной силой проникает во все тайники души человека и показывает ей ту греховную нечистоту, которой она помрачилась и осквернилась. Благодаря этому христианин может скорее посредством покаяния и веры во Христа очиститься от греха. И чем более христианин на основании слова Божия будет сравнивать свою душу с Первообразом и чем более он будет очищать ее, тем яснее в ней будет "блистать Божий образ" (3:89).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

34
Святой отец на страницах своих творений очень часто призывает христиан не только поучаться в слове Божием день и ночь, но и устроять свою жизнь согласно его требованиям, "ибо слово Божие есть достоверное правило мнений, помышлений и деяний человеческих, которого неуклонно держаться должно нам, когда не хощем погрешить и заблудить" (3:201). И если праотцы и святые патриархи в своей жизни были руководимы, наставляемы и утешаемы непосредственно через голос Божий, то для последователя Христова этот живой голос содержится на страницах Священного Писания, от которого и должно "искать совета и наставления" (2:8).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

33
Священное Писание говорит верующему о его обязанностях по отношению к Богу, к ближнему и к самому себе. Вполне естественно, что, пренебрегая словом Божиим, "люди за грех почитают тое, в чем греха нет; напротив того, за грех не вменяют того, в чем великий грех есть: добродетель называют пороком, порок добродетелью" (2:15).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

32
Через Священное Писание христианин познает волю Божию, и чем глубже он будет проникать в его содержание, тем яснее будет для него смысл и цель его земного бытия. Слово Божие, объявляя людям волю Творца, учит, как Ему угодить, как уклоняться от зла и творить благо, как относиться к ближнему, как избежать вечных мучений.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

31
В слове Божием не только отображены все истины, которые составляют предмет веры христианина, но и указаны те нравственные нормы, выполнение которых ведет спасительным путем в Царство Небесное. Незнание же Священного Писания может легко привести к неправильному пониманию богооткровенных истин, к заблуждению и в конечном счете к удалению человека от Бога. Только руководствуясь Божественным словом, христианин сможет распознать истину и не запутаться в сетях ереси, раскола или суеверия, будет всегда осторожен с теми людьми, которые не согласуют свою жизнь со словом Божиим, но руководствуются своим греховным разумом (4:311).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

30
Священное Писание свидетельствует за себя своим неотразимым воздействием на душу человека, благодатной силой, направляющей его к покаянию и внутреннему возрождению. В непреложности и действенности слова Божия убеждает нас также святость жизни его проповедников, и прежде всего апостолов, запечатлевших благовестив кровью своею. Через их богодухновенные уста явно проявилось действие благодати Божией, совершившей многие видимые чудеса и знамения, которые явились весьма важным стимулом в деле быстрого распространения святого Евангелия по вселенной, несмотря даже на то, что проповедники его были "терзаемы и снедаемы, как агнцы посреди волков" (5:257).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

29
Как послание превечного Бога слово Божие истинно и неложно, твердо и непоколебимо, "достовернейшее... паче гласа всего света". "Чувство наше удобнее нас обмануть может, нежели слово Божие, яко от неложного Бога сказанное. Ему более должны... верить, нежели от мертвых воскресшему... Всяк... человек солгать может, но Бог яко вечная Истина солгать не может... И потому, что открыл нам Бог, то неотменно тако есть, и что предсказал имеющее быть, то непременно в свое время будет" (2:7). Слову Божию христианин должен верить без сомнения. Только в таком случае оно бывает способно возрождать, одухотворять и возводить его ум к высшим сферам Божественной жизни. Посредством слова Божия христианин легко может проверять, правильно ли он шествует по лестнице духовного совершенствования, или уклоняется в противоположную сторону греха и беззакония.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

28
Слово Божие открывает читающему Бога и Его Божественные свойства. Оно представляет Бога единосущного, но Троичного в Лицах, представляет Его всемогущим, премудрым, вездесущим и всеведущим. Из Священного Писания христианин познает благость и милосердие Божие, Его праведность и нелицеприятие; познает, что Он воздаст каждому по делам его, что Он со славой придет судить живым и мертвым (1:73; срав. 3:205).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

27
Книги Священного Писания, по выражению святителя, — это "благоприятное Создателя нашего послание" (3:196; срав. 5:156) о милостивом Его благоволении, это Божие письмо к недостойным грешникам, высочайший дар Божий, неоценимое сокровище. Здесь Сам Царь Небесный, "Бог великий и непостижимый ...через слово Свое беседует" со Своим творением, как некогда беседовал в раю с невинным человеком (3:196). Господь всегда таинственно присутствует в Священном Писании, и когда человек читает его, то не только слышит, но и видит, и ощущает дела, чудеса и благодеяния Божий, которые Он изливает на приближающихся к Нему с верою (3:436).

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

26
На пути ко спасению христианину крайне необходимо тщательное изучение Священного Писания, которое своей благодатной силой способно утвердить в его душе основы духовной жизни.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАНН (МАСЛОВ)
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ И ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»

25
Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, — мысли твои находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

24
Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, — Отцов, написавших, наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, — святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

23
Чтение святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения [Причт. XI, 15.], ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от святых Отцов. Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий: и потому враг вооружается против чтении Отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть подвижника в суетные попечения, чтоб отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостью. Из этой брани против чтения святых Отцов, мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столько ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтоб исторгнуть его из рук наших.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

22
Говорил святой Епифаний Кипрский: "Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни" [Алфавитный Патерик].

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

21
Опять — эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

20
Книги святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

19
Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства [Преп. Нил Сорский. Правила.].

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

18
Чтение писаный отеческих — родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать,— спасению и христианскому совершенству.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

17
Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

16
Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелие святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

15
Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

14
Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец — святое Евангелие.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

13
Небо приняло в свое блаженное недро святых Отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых Отцов благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, — писания Отцов.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

12
Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

11
Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, — они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга [Лук. XVI, 9.].

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

10
Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши [Пс. ХVII, 26, 27.].

Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты. О чтении святых отцов

Цитата 9

Русской Церкви нужен свой департамент, который был бы наделен исполнительными полномочиями, представлял Патриарха и Синод в сфере книжной деятельности и не являлся бы конкурентом ни для одного издательства. Нужен департамент, который мог бы стать штабом по организации всей огромной издательской работы, которая сегодня осуществляется в нашей Церкви, но в настоящее время имеет очень много изъянов

Святейший Патриарх Кирилл

Цитата 3
Наш высокоинтеллектуальный век требует от людей постоянной работы ума. Если эта работа прекращается, человек становится легко управляемым извне. Мы должны творчески воспринимать предание, которое передается, в том числе и Церковью. Нужно не просто читать тексты, нужно думать, нужно создавать систему общения, в которой мы имели бы возможность, беседуя, взаимно обогащать друг друга, обмениваться своим пониманием того огромного духовного и интеллектуального опыта, который передается нам через предание.

Святейший Патриарх Кирилл


Цитата 1 - 87 из 87
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru