Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент:«Болезнь ближних является для нас уроком, который учит любви»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент:«Болезнь ближних является для нас уроком, который учит любви» 23.05.2014

Митрополит Климент:«Болезнь ближних является для нас уроком, который учит любви»

Завершаются пасхальные дни, и в это воскресенье последний раз в этом году звучит в храме радостное приветствие «Христос воскресе!». Евангельское чтение этого дня переносит нас в Иерусалим, где Христос исцелил слепорожденного.

Спаситель замечает слепца и намеревается ему помочь, однако ученики задают Ему вопрос: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9,2). Усвоив, что болезни порождаются грехом, апостолы хотят знать, на ком лежит вина за то, что этот человек родился незрячим. Если его родители, то почему не они поражены болезнью? Если он сам, то как же он мог согрешить, еще не родившись? И этот вопрос не случаен.

В то время среди иудеев была распространена философия реинкарнации, согласно которой душа человека до рождения жила в другом теле и в предыдущей жизни заслужила награду или наказание. Церковью это учение осуждено. По всей видимости, ученики Христовы были знакомы с подобными взглядами отдельных фарисеев и книжников, и решили спросить у Христа, кто же согрешил в этом случае.

Спаситель отвергает оба предположения: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9,3), указывая тем самым, что существуют и другие причины человеческих страданий.

Известно, что праведный Иов терпел лишения и болезнь без вины, но по проискам диавола. О женщине, имевшей «духа немощи», которая «была скорчена и не могла выпрямиться», Христос сказал: «Сию же дочь Авраамову... связал сатана вот уже восемнадцать лет» (Лк. 13, 11–16). Господь попускает страдания людей, но не оставляет страдающего человека. Он не допускает страданий, которых человек не может перенести.

Страдания людей могут послужить для вразумления, чтобы страждущий и окружающие его люди получили духовную пользу. Болезнь ближних является для нас уроком, который учит любви. Видя больного и помогая ему, мы развиваем в своем сердце любовь и сострадание.

Но вот что еще мы можем почерпнуть из этого евангельского отрывка. Отвечая на вопрос апостолов, Христос говорит, что этот человек родился слепым, «чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9,3), после чего исцеляет его.

Слепой от рождения, как далее повествует Евангелие, вылечивается не только от телесной слепоты, но и прозревает духовно и исповедует Христа Пророком (Ин. 9,17). Более того, он осмеливается вступить в спор с фарисеями, защищая Христа. «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9, 33), – говорит он тем, кого боялись многие, даже его родители, потому что знали о решении фарисеев, что, если «кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин. 9, 22).

Мы все приходим в этот мир духовно незрячими. В отличие от животных человек от рождения не защищен столь многочисленными врожденными инстинктами, поэтому для него так важен опыт взаимодействия с окружающим миром. Так он учится осознанно делать нравственный выбор, которого животные лишены. Познавая этот мир и его законы, человек видит действие Творца и духовно прозревает. «Христианин, верой просвещенный, – писал святитель Тихон Задонский, – хотя и не видит Бога присутствующего – и видеть Его невозможно, однако видит Его внутренним оком веры... Просвещенная такой верой душа везде и на всяком месте ходит перед Богом со страхом и благоговением».

Человечество во времена земной жизни Спасителя не отвечало своему высокому призванию, неверие поразило тогдашнее общество и даже духовную элиту избранного народа. Став свидетелями чудесного исцеления слепорожденного, фарисеи вместо радости ищут нарушение закона, заявляя: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин. 9,16). Они пренебрегают возможностью получить духовное прозрение, не признают Божией милости, не разделяют сострадания Спасителя к слепорожденному, но прогоняют получившего исцеление со словами: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9,34). Но Христос действует иначе, узнав, как с ним поступили люди, не оставляет его, а поддерживает его в вере.

Неслучайно это евангельское повествование читается в последний воскресный день пасхального периода. Нашей Пасхе духовного прозрения и встречи с Христом, как правило, сопутствует непонимание со стороны скептиков и агностиков двадцать первого века, которые, несмотря на явное чудо выживания Церкви в период жесточайших гонений века двадцатого, возрождающейся в наши дни и приводящей ко Христу новые и новые поколения, остаются духовно слепы. Начинающего посещать храм и жить по-христиански они сторонятся, а порой и осуждают: «Нагрешил больше нашего, а теперь в святые подался».

Но не будем смущаться и оставлять начатую нами духовную жизнь, а по примеру евангельского прозревшего обратимся ко Христу со словами: «Верую, Господи!» (Ин. 9,38) – и никогда не перестанем поклоняться Ему «в духе и истине» (Ин. 4,23), да не тщетны будут для нас смерть и Воскресение Христовы.

газета"Вечерняя Москва".

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru