Издательский Совет Русской Православной Церкви: Вода жизни. Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Вода жизни. Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке 19.05.2014

Вода жизни. Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке

В нескончаемом потоке пасхальной радости пролетают дни от Светлого Христова Воскресения до Его Вознесения на горе Елеонской. И христианину важно войти в ритм церковной жизни, помнить, чему учила нас Церковь в дни поста, о чем она говорит в эти дни. Евангельское чтение нынешнего воскресенья напоминает нам о пришествии в мир «Утешителя» – Духа Святого.

Жаркий полдень в Палестине. Господь, утомленный после долгого пути, останавливается у колодца при входе в город Сихарь. «Ученики Его отлучились в город купить пищи» (Ин. 4, 8), а тем временем к колодцу приходит жительница города, чтобы набрать воды. И происходит знаменитый диалог, плодом которого становится духовное перерождение женщины и чудесное распространение веры в слово Божие в самарянском селении.

Вот как все это происходило. Христос просит женщину, пришедшую с водоносом к колодцу: «дай Мне пить». Но не жаждой была вызвана эта просьба – Спасителем руководило желание помочь человеку. Просьба о воде лишь повод начать разговор. Так и в нашей жизни Господь ищет повод, чтобы мы начали с Ним разговор в молитве, и это могут быть разные жизненные обстоятельства.

На просьбу Христа женщина отвечает: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». В ответ Христос приоткрывает, Кто Он есть: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 9–10).

Женщина не поняла смысла слов Христа, потому что ее занимали лишь материальные проблемы. Так и мы, когда Господь говорит с нами, пытаемся мерить все земными мерками, думаем лишь о потребностях сегодняшнего дня. Посмотрим, как самарянка реагировала на слова Спасителя о воде жизни: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь?» В ответ Христос сказал: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 11–14).

В этой беседе с самарянкой Христос обещает верующим в Него скорое обетование древнего пророчества Исаии: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44, 3), – пришествие Духа Святого. Господь говорит о жажде души, о ее духовном недуге. Но самарянка, отягченная необходимостью постоянно ходить за водой на колодец, продолжает говорить о своих земных проблемах, о желании иметь такую воду, которая избавила бы ее от повседневной жажды: «Дай мне этой воды, чтобы мне... не приходить сюда черпать».

Христос, желая пробудить душу этой женщины, касается ее тайны и говорит: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Она же, не понимая, Кто беседует с ней, отвечает: «У меня нет мужа».

Как часто и мы в беседе с Богом желаем выглядеть невинными. Но Бог знает сокровенное сердца каждого человека, и этой женщине Он отвечает: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Самарянка слышит горькую правду о себе, и эти слова изменяют ее отношение к Собеседнику, и она говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4, 15–19).

Пока ученики в поисках земного хлеба бродили по пыльным улицам, Господь открыл Себя и Свое посланничество в мир простой женщине – самарянке. На ее слова: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос» и «возвестит нам всё», Христос свидетельствует: «это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4, 25–26).

Самарянка, получив от Христа заповедь о поклонении Господу в «духе и истине», присоединилась к апостольскому служению, приведя ко Христу множество жителей своего города, так что Ему пришлось остаться там еще на два дня.

Таково преображающее действие Духа Божия в человеке! Святитель Василий Великий учит: «Дух, воссияв очищенным от всякой скверны, через общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать».

Призыв Христа к апостолам у источника Иакова готовит Церковь к проповеди слова Божия после Воскресения Христова: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4, 35). Деяния апостолов, читаемые перед Евангелием вот уже четыре недели, повествуют нам об Откровении Духа Божия в растущей Церкви.

Подобно самарянке, постараемся и мы напитать себя от «источника воды, текущей в жизнь вечную» ‑ Святого Евангелия, научимся поклоняться Богу в духе и истине, изменим свою жизнь, отказавшись от греха, чтобы и словом, и делом нести в мир истину о Воскресшем Спасителе.

Христос воскресе!

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru