Издательский Совет Русской Православной Церкви: Неделя 22-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Неделя 22-я по Пятидесятнице 25.11.2013

Неделя 22-я по Пятидесятнице

В евангельской притче о милосердном самарянине, которая читается в православных храмах в это воскресенье, Господь показывает нам, какой должна быть наша любовь, чтобы наследовать вечную жизнь. Притча эта становится ответом на слова законника, который, искушая Христа, спрашивает: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10, 25).

Почти каждый человек хоть раз в жизни задавался подобным вопросом, а тут как бы все человечество вопрошает об этом Самого Бога! Господь отвечает законнику, что никакого секрета спасения нет: «в законе что написано?» (Лк. 10, 26). И тот, как школьник, в присутствии множества людей цитирует заповедь, которую дал Господь еще пророку Моисею: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 27). Христос говорит ему: «Так поступай». Но не удовлетворился этим законник. Целью его вопроса было искусить Христа, и он вновь спрашивает: «А кто мой ближний?».
И вот Христос рассказывает эту замечательную притчу. Четыре образа показано в ней: человек, который по дороге из Иерусалима в Иерихон подвергся нападению разбойников и, ограбленный и израненный, был брошен ими умирать; два представителя иерусалимского храма – священник и левит, которые, всячески показывая свое благочестие, внешне всегда поступали правильно, по закону, и всегда сохраняли ритуальную чистоту, а увидев человека в беде, «посмотрели и прошли мимо»; и самарянин, который, с точки зрения иудейского сообщества, был отверженным и, конечно же, не способным к совершению добрых поступков, но сжалившийся над несчастным и проявивший милость и любовь к нему. Он обработал его раны, посадил на своего осла, отвез в ближайшую гостиницу, оплатил все расходы по лечению и попросил хозяина гостиницы ухаживать за ним до полного выздоровления, причем сказал, что если затраты будут больше, то он приедет и возместит их.
На примере «милосердного самарянина» Господь показывает нам, кто есть наш ближний. И заключительные слова этой притчи, сказанные законнику, «иди, и ты поступай так же», обращены и к нам, современным христианам.

Кто же тот самый «ближний», которого нам нужно полюбить, чтобы стать на заветную тропу к жизни вечной? Он рядом с нами. Это бедный пенсионер и ребенок, оказавшийся в кризисной ситуации; мать, воспитывающая одна двоих-троих детей, и сосед-инвалид; человек, потерявший кров в результате стихийного бедствия, и переселенец, не имеющий средств для жизни; человек, находящийся в больнице или заключении, и просто одинокий сосед, который нуждается в нашем добром слове.

Но как трудно полюбить ближнего, который не такой, как мы, живет и мыслит иначе, полюбить бескорыстно, как самого себя! Ведь каждый из нас ревностно защищает свои правила жизни, и даже того, кто не вписывается в прокрустово ложе нашего представления, например, о порядке на лестничной площадке, мы готовы сурово покарать. Как же много в нас накопилось злобы и недовольства окружающими нас ближними! Порой даже в нашем собственном приходе не найдется человека, которому мы бы помогли без всякой корысти.

Наше «я» хочет стать всеобщим законом, и это показатель того, насколько далеки мы от Бога. «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20), – пишет любимый ученик Христов.

Именно умаление любви к ближнему – причина «кончины века», бесславного завершения всей человеческой истории, когда, по слову Христову, «во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).

«Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20), – говорит апостол, мы же слишком часто даем ему волю, защищая свою полуправду. Наше общество окутал плотный туман раздражения и недовольства. Мы невозмутимо пройдем мимо человеческого горя лишь потому, что несчастный не вписывается в нашу картину мира.

Подвижник нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди на притчу о милосердном самарянине так обращается к современным христианам: «И услышим ли мы с вами сегодняшнюю притчу – назидание о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви? Забудь себя и свое «я», поставь в средоточие жизни своей того человека, которому нужна твоя помощь, материальная ли, духовная ли. Поставь в средоточие жизни того, кому нужен ближний, и стань им ты».

Вечерняя Москва


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru