Издательский Совет Русской Православной Церкви: Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского 04.05.2013

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве –

всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви

Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения.

2 Кор. 6, 2

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С глубоким чувством пасхальной радости поздравляю вас со Светлым Христовым Воскресением!

Единым благодатным мигом радостного ликования пролетели для нас часы Светлой заутрени, перед которой мы прошли таинственным крестным ходом со свечами, подобно женам-мироносицам, спешащим ко гробу Спасителя. Воспоминая ангельское благовестие о Воскресении Христа, мы пели: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Пророческие стихи псалмопевца Давида «Возьмите врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» прозвучали в нашем сердце, когда мы узрели отверстие храмовых врат и вошли через них вслед Господу в пространство Невечернего Света – Дня Господня. Наши сердца в этот миг исполнились ликованием от услышанного ангельского свидетельства: «Христос воскресе!» – Пасха, наконец к нам пришла Пасха! Долго шли мы к ней через дни Великого поста, каждый в меру своих сил и духовного возраста готовился к празднику, каждый ждал этого дня, этой пасхальной ночи, этой встречи с Воскресшим Христом.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин.1, 1–5).

С великой радостью в сердце мы слушали слова первого евангельского зачала на Литургии в пасхальную ночь. Подобно фаворскому осиянию прозвучали они для нас сегодня: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4). Вновь стечение Божиих иереев, ликостояние и духовное торжество, вновь многолюдное собрание желающих праздновать Пасху, вновь в нашей жизни мы принимаем Воскресшего Христа.

«Радость моя, Христос воскресе!» – возвещал каждому приходящему преподобный Серафим Саровский. Почему же для нас Пасха так быстро заканчивается, а для святых, начавшись в Крещении, День Господень не склоняется к вечеру? Потому что «для тех, коими обладают неверие и страсти, благодать Святого Духа неприступна и незрима. Но для тех, которые показывают достойное покаяние и начинают исполнять заповеди Христовы с верою, и вместе со страхом и трепетом, она открывается и бывает зримою, и сама собою производит в них суд несомненно такой, какой имеет быть, или, лучше сказать, она бывает для них днем Божественного суда», – пишет преподобный Симеон Новый Богослов. О каком суде говорит святой? О том, что благодатью Святого Духа производит в нас покаяние. Сколь печально, что в забвении у нас стихи 31-го псалма, который читается после Таинства Крещения: «Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31, 5).

Пасха возможна только там, где почва сердца обработана покаянием, поэтому Церковь идет к ней длинной дорогой Великого поста. Путь, который проделали мы в Святую Четыредесятницу, благодатью покаяния помогает нам видеть самих себя и осознавать печальное состояние, в котором мы находимся. Кающийся, по слову преподобного Симеона, «судится и воссуждается и божественным огнем, вследствие чего, напояемый водою слез, орошается по всему телу, и мало-помалу крещается весь, душою и телом, божественным оным огнем и Духом, становится весь чистым,... Таковый не будет уже судим на будущем суде, так как уже был судим прежде, … и не внидет в оный огнь, чтоб быть жегомым вечно, потому что вошел в него здесь прежде и был судим, и думать не будет, что тогда только явился день Господень».

Пасха – венец подвига для тех, кто ждал ее с упованием и радостью. Она есть образ грядущего вечного пира Агнца. Она же образ Последнего суда для оказавшихся в «небрачной одежде» (см.: Мф. 8, 12). Не будем же откладывать наше исправление на лучшие времена, поверим апостольскому призыву: «Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2). Для тех, кто по нерадению своему день ото дня откладывает встречу со Христом, уповая на то, что времени впереди еще много, грозным предостережением служат слова пророка Амоса из тропаря чина отпевания: «Услышим, что зовет Вседержитель: увы ищущим зрети страшный день Господень! Сей бо есть тьма: огнем бо искушаются всяческая». День Господень как день гнева явится не для тех, кто уже находится во свете Христовом. «Он внезапно откроется для тех, которые находятся во тьме страстей, живут в мире по-мирски и любят блага мира сего; для них явится он вдруг, внезапно и покажется им страшным, как огнь нестерпимый и невыносимый», – поясняет преподобный Симеон.

Пусть же дни Светлой седмицы останутся в наших сердцах, свидетельствуя наше сыновство Отцу Небесному: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1, 12–13).

Не бывает быстрых побед. Нужно пройти сквозь долгий путь поста, нужно узреть в своем сердце грехи и искоренить их, нужно напитать свою душу любовью. Эта любовь должна заполнить все пространство отношений с ближними, должна помочь нам увидеть того, кто нуждается в нашей помощи: калеку, инвалида, сироту, пожилого человека, больного, в темнице находящегося и посетить его, утешить, укрепить в вере, послужить ему, чтобы и он прикоснулся радости Воскресения Христова.

Умножая в своем сердце любовь и искореняя неверие и сомнение, вместе с апостолом обратимся к Воскресшему Христу: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28). И тогда мы услышим в ответ Его слова: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).

Сегодня каждому человеку, благовествуя о Воскресшем Христе, Церковь возвещает: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь!»

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Смиренный                                                                Климент

Митрополит Калужский и Боровский

Пасха Христова,

22 апреля / 5 мая 2013 года

г. Калуга


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru