Издательский Совет Русской Православной Церкви: Слово Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента на встрече с преподавателями и студентами Московского государственного университета печати

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Слово Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента  на встрече с преподавателями и студентами Московского государственного университета печати 24.03.2011

Слово Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента на встрече с преподавателями и студентами Московского государственного университета печати

Митрополит Калужский и Боровский

Слово в Московском государственном

университете печати имени Ивана Федорова

23 марта 2011 г.

Сердечно приветствую вас, дорогие студенты и преподаватели.

С большой радостью пришел на встречу в этот известный ВУЗ, ибо возглавляя Издательский Совет РПЦ, считаю важным иметь общение с теми, кто готовится к работе в книгоиздательской отрасли, и теми, кто готовит будущих специалистов.

Что такое книга, в данной аудитории говорить не приходится. Мы прекрасно знаем, что книгу именуют учебником жизни. По ней человек учится воспринимать мир, она является источником знаний, через нее человек получает массу информации.

Сохраняя память о прошлом, книга одновременно способна открывать путь в будущее в силу того, что она являет собой универсальный способ разговора людей сквозь время, с помощью которого последующие поколения получают назидательные уроки прошлого. Недаром русский язык запечатлел представление о важности книги, существовавшее в народе и нашедшее отражение во множестве бытовых высказываний и пословицах. Вспомним, хотя бы эти:

Золото добывают из земли, а знания – из книги;

Кто много читает, тот много знает;

Одна книга тысячу людей учит.

Подобных выражений много. Важно, что все они отображают значимость чтения в народном сознании. Чем же подобное обусловлено? Всё дело в том, что книга как таковая появилась с целью фиксации и передачи информации. Не вдаваясь в детали характера информации, скажем, что традиционно она передавалась именно посредством книги. Известно, что на заре появления книг, когда их количество исчислялось единицами, а стоимость была предельно высока, фиксировать позволяли себе только самое важное, что не должно быть забыто, и память о чем не должна была кануть в лету. Какая же книга появилась первой? О чем говорили десятки первых книг, появившихся в мире?

Конечно, о самом ценном – о Боге и духовном мире. Одной из наиболее древних книг является книга Бытия, написанная 3,5 тыс. лет назад по вдохновению Святого Духа пророком Моисеем для сохранения веры иудейского народа. В ней говорится о творении мира и человека, история первых людей, об отношении человека и Бога. У других народов того времени были свои книги, и они также были посвящены религиозной тематике.

Цивилизационное развитие народов всегда связано с развитием книжного дела.

В данном вопросе и Россия не стала исключением. Если мы обратимся к истории нашего Отечества, то увидим, что вся литература у нас имела исключительно просветительский характер. Первая библиотека, созданная указом Ярослава Мудрого, содержала в основном писания отцов Церкви и имела целью нравственное совершенствование людей.

Собственно говоря, образование на Руси всегда было теснейшим образом связанно с духовностью. Так в древности во всех городах на Руси библиотеки были не где-то на краю города, а в его центре – при городских соборах. Первые школы открывались при монастырях. Первое высшее учебное заведение – Славяно-Греко-Латинская Академия, имевшая серьезнейшую библиотеку, была открыта при Заиконоспасском монастыре. Преподавали были люди преимущественно духовного сословия: священнослужители и монахи, а первой печатной книгой стал богослужебный Апостол.

Благодаря книгопечатанию нравственная назидательная литература стала широко распространяться среди народа. Это один из важнейших моментов в истории Руси, ибо именно литература определила характер развития целой нации на столетия вперёд.

Появление книгопечатания в нашей стране являет ярчайший пример практической пользы духовной литературы. Православная книга постепенно становилась массовой. Более широкие круги населения Руси получили возможность приобщиться к духовному наследию Православия. Опыт и мудрость, накопившиеся за многие века, стали способствовать просвещению народа.

Рост национального могущества и культурное развитие русского общества находятся в непосредственной зависимости от духовного созревания и нравственного уровня населения. Расцвет науки и культуры, воинская доблесть и честь, укрепление государственности и мировая слава нации – вот те самые плоды, которые стали результатом развития православного книгопечатания на Руси.

Если речь идёт о литературе, способствующей личностному росту, раскрывающей потенциал каждого отдельного человека, научающей непреложным истинам, то можно с полной уверенностью говорить о её значимости для всей нации. В истории России подобная книжная продукция сыграла ключевую роль.

Именно появление книгопечатания определило характер развития всей нации. Важность данного события в масштабах целого государства просто невозможно переоценить. Ни для кого не секрет, что человек, воспитанный на хорошей, нравственной литературе, вырастает достойным гражданином и истинным патриотом, способным приумножить духовные богатства и культурное наследие нации.

Духовно-нравственная литература учит с самого детства добру, милосердию, состраданию, воспитывает в молодом человеке любовь к Отечеству и родному очагу и всем главным христианским добродетелям. Она учит видеть в ближнем Личность, позволяет увидеть мир во всем его многообразии и понять смысл жизни. С распространением книг у нашего народа появилось больше возможностей для просвещения.

Почему это стало возможным только с появления первой печатной книги? Отвечу просто, рукописные книги были довольно дорогие, требовали больших трудозатрат и простому человеку были недоступны. Книга, переписанная вручную, красиво оформленная и объемная по содержанию, создавалась годами. Трудилось над ней несколько человек. Так, на перепись одной только Библии, состоящей из 77 книг, и её украшение могло уйти два-три года, а стоимость могла составлять пять сел, вместе с крестьянами и скотом. С появлением печатного станка, книга постепенно становилась общедоступной. Нам сегодня это сложно представить – у каждого дома есть как минимум небольшая библиотека, а на тумбочке или в сумочке всегда есть книга, которую можно почитать. С развитием электронных технологий в наши дни небольшая библиотека может быть записана на какое-либо мобильное устройство – букридере, ныне весьма распространенном – и поместиться на ладони. Имея такое распространение книг, насколько мы ценим возможность пользоваться ими?

Невольно возникают вопросы: смогли бы мы научиться читать, если бы в детстве нам не дали книгу? Какое бы получили образование при стоимости книг, сопоставимой со стоимостью недвижимости? Значение изобретения книгопечатания очень велико. Также как и велик подвиг диакона Ивана Федорова, а часто ли мы о нем вспоминаем? Правда, в этом учебном заведении имя его известно, ибо университет назван в честь него. А если спросим на улице, многие ли нам ответят, кто такой диакон Иван Феодоров, и когда была напечатана первая книга на Руси?

Исторически значение книги традиционно было высоко. В наше время это особенно актуально. Для того чтобы это понять, достаточно ответить на простой вопрос: что нам с вами, дорогие студенты и преподаватели, дает книга? Ответ очень прост – всё! Мы учимся читать и писать именно по книге. Получаем ответы на первые вопросы в жизни, открываем мир посредством книги, наше обучение, получение образования – всё зиждется на книге. Получаемый опыт безальтернативно фиксируется книгой. Опыт и мудрость веков передается именно через книгу. Не будь в России традиции воспитания на духовной литературе, повествующей о Боге и раскрывающей основы нравственности, не было бы национальной культуры чтения, имели бы мы тогда произведения таких гениев мысли, как Достоевский, Пушкин, Карамзин, святители Филарет, Феофан и Игнатий? Думаю, что ничего подобного не было бы в литературном наследии России.

Чем больше мудрости содержит книга, чем шире ее мировоззренческие горизонты и чем глубже спектр ответов, тем ценнее она, тем чаще люди к ней обращаются. Известно, что наиболее тиражируемой книгой во все времена неизменно оставалась Библия, по праву считающаяся Книгой книг. Самая древняя и самая распространенная книга, я уверен, известна вам и возможно есть у многих дома. Однако какой процент людей читает её регулярно? Если бы мы знали, что имеем некую волшебную шкатулочку, способную ежедневно давать какое-либо богатство и не оскудевать. Как часто мы обращались бы к ней? Думаю, ежедневно.

Скажу вам: такой ценностью для человека является Библия. В ней содержатся сокровища духовной мудрости, ответы на вопросы мироздания и бытия. Библия наглядно показывает историю человечества от сотворения мира до кончины времен. А главное путь спасения человека.

Чем больше развивается современная наука, тем больше приходит она к пониманию строк Библии. Да, именно наука приходит к пониманию Библии, а не наоборот.

Для наглядности приведу пару простейших примеров.

С чего начинается Евангелие от Иоанна Богослова? «В начале было Слово… Всё через Него начало быть.., что начало быть» (Ин. 1, 1,3). В книги Бытия говорится: «Сказал Бог… и стало так» (Быт 1, 6). А что такое слово, звук? Это движение волн, это энергия. В каком веке наукой было открыто, что энергия является первичной по отношению к материи? В XX-м, а когда об этом сказано в Библии?

В наше время виднейшие ученые умы направлены в сторону Швейцарии, в сторону Большого Адронного коллайдера. Нахождение массы бозона Хигса, с нетерпением ожидаемое всем ученым миром, лишь наглядно покажет возможность перехода энергии в массу. Именно так пророк Моисей описывает творение Мира из ничего: «сказал Бог… и стало».

Еще один пример.

На заре становления атеистической науки СССР, один из крупнейших идеологов, чьи труды послужили основой для создания НИИ атеизма, активно изучал Священное Писаное с астрономической точки зрения, имея целью показать всю несостоятельность Библейского повествования. Доктор естественных и астрономических наук, читая лекции по научному атеизму, пришел к неутешительным для себя выводам: автор Апокалипсиса прекрасно знал, что Земля круглая и вращается вокруг солнца. В каком веке это поняла наука?

Ассоциация американских психологов, на протяжении нескольких лет изучая доминантные проявления различных типов характера, создала образ «идеального», максимально приспособленного к жизни, характера. Каково же было их удивление, когда они нашли полное совпадение с ветхозаветным описанием первого человека – Адама.

Говоря о мудрости, запечатленной в Библии, мне вспоминается одна интересная история.

Однажды в университете профессор задал своим студентам такой вопрос.

Все, что существует, создано Богом?

Один студент смело ответил: "Да, создано Богом".

Профессор спросил, "Если Бог создал все, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, означает, что Бог есть зло". Профессор в очередной раз смог доказать, что вера в Бога это миф.

Студент сконфузился и замолчал.

Другой студент поднял руку и сказал "Могу я задать вам вопрос, профессор? "

– "Конечно", ответил профессор.

Студент поднялся и спросил "Профессор, холод существует? "

– "Конечно, существует!"

– "На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить лишь на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фарингейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла".

Студент продолжил.

– "Профессор, темнота существует? "

Профессор ответил, "Конечно, существует".

Студент ответил, "Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить солнечный свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Как вы можете узнать насколько темным является какое-либо пространство? Лишь измерив насколько мало в нем света. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света".

В конце концов, молодой человек спросил профессора,

– "Сэр, зло существует? "

На этот раз неуверенно профессор ответил, "конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла".

На это студент ответил, –"Зла не существует, сэр, или по крайней мере его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод - слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света".

Профессор сел.

Имя студента было - Альберт Эйнштейн.

Ценность Библии определяется не столько переплетениями с наукой, сколько возможностью Её практического повседневного применения. Она учит нас, что человек должен делать, спастись. Как должен поступать в отношениях с близкими, с Богом и с самим собой. Но чтобы понять содержимое, её нужно читать с верой в Бога и любовью к Нему.

Я задам вам вопрос: полностью ли Библия ограничивает свободу личности или нет? Мы порой слышим о Православии, что Церковь все запрещает, и в нет свободы. То нельзя делать, это не ешь, ходи в храм, постоянно молись. Но давайте разберем, а что такое свобода. Многие представляют, что свобода – это возможность делать то, что хочу. Вы согласны с этим? А я скажу вам с полной ответственностью: нет большей свободы, чем в Православии. Без понимая свободы нет, и не может быть Православия.

Вы – молодые, радующиеся жизни люди. Насколько вы свободны? Есть ли те, кто считает себя по-настоящему свободным? Еще один вопрос: сколько часов на прошлой недели вы были свободными? Уточню: сколько минут? Давайте посчитаем вместе.

Каждое утро начинается с того, что вы приводите себя, что называется, «в норму», то есть свой внешний вид соответственно требованиям, принятым в вашей среде. Так делают все. Конечно, есть исключения – люди, пренебрегающие общими правилами и признанными нормами, как правило, это представители различных субкультур. Они не подчиняются никаким социальным нормам в вопросах внешности и моды, но они полностью соответствуют правилам своей субкультуры, и приводят свой внешний вид в соответствии с их нормами.

Далее, в течение дня, большинство студентов добирается до ВУЗа на автобусе, метро или электричке. Кто из вас чувствует себя свободным в общественном транспорте?

Посещение лекций является, хотя и благой, но обязанностью. Конечно, это полезно и необходимо, другой вопрос – как это согласуется с вашим внутренним расположением и целеустремлением. Кроме того, каждому необходимо не только посещать лекции и семинары, но и писать курсовые и дипломные работы, сдавать экзамены. Где здесь свобода?

Стоит ли говорить о студенческом общежитии, где должно считаться распорядком дня, регулярные нарушения которого не освобождают от необходимости его исполнения, и мнением каждого живущего рядом?

Быть может, вы свободны на улице в кругу друзей? Одна из самых суровых и жестких организаций – подростковые и молодежные группы. В них нет свободных. Каждый должен постоянно соответствовать выбранной или отведенной ему роли. Даже лидер группы должен постоянно оставаться лидером, дабы не потерять авторитет и уважение. Статус, место, занимаемое в небольшом сообществе – является одной из наибольших ценностей молодого человека или девушки. Выйти из социальной группы без потери статуса почти невозможно. Обязательно следуют упреки, обиды или даже прямые репрессии со стороны недавних приятелей.

Насколько мы свободны, находясь в одиночестве, наедине с самим с собой? Пусть каждый сейчас честно ответит себе: насколько он свободен, находясь в одиночестве. Из принявших положительный ответ, кто не имеет вредных привычек и пристрастий? Из оставшейся группы, всё ещё считающих себя свободными, кто может, скажем, неделю обойтись без обязательных телефонных звонков, социальных сетей и различных мессенджеров, налагающих некие коммуникативные обязательства?

Теперь каждый сам может определить, сколько же времени на прошлой недели он был свободным?

Если свобода – возможность делать, что хочу, быть таким, как хочу, то где она?

Как ни странно именно Библия, имеющая столько предписаний и заповедей, раскрывает истинный смысл свободы. Я со всеми обетами и обязанностями остаюсь свободным. И знаете почему? Все дело в том, что есть свобода на самом деле? Это не когда делаю, что хочу, но когда не делаю, чего не хочу. Когда я делаю всё, что мне вздумается, я не свободный, а анархист. Когда же я могу не делать, чего не желаю, тогда, и только тогда я по-настоящему свободен.

Поверьте: если вы прочитаете сотни книг различных конфессий и идеологических концепций, вы не встретите подобного православному понимания свободы. Бог – свобода. Он – Личность, и человек сотворен личностью.

Во всем многообразии жизни только человек имеет бессмертную душу с её силами: умом, чувством, волей. Воля – возможность выбирать, выбирать именно добровольно – вот в чем дар Божий. И только в православии человек призван стать свободным, подобно Богу, то есть принимать решения не в силу привычек и страстей, но свободно, имея силы не делать того, чего не желает. Каким образом? Эту премудрость человечество пыталось постичь веками, обращаясь неизменно к Книге книг – Библии. Почему во все времена это самая ценная и самая дорогая книга? Дело в том, что она содержит ответы устроения мироздания, о том, Кто Такой Бог, как стать свободным.

Все православные посты и молитвы имеют две особенности:

Во-первых, они важны не сами по себе, но лишь как средство для достижения свободы;

Во-вторых, они имеют индивидуальный характер. Это личный подвиг человека в меру его сил, сознания и духовного уровня. И не человек для поста и молитвы, а пост и молитва для духовного совершенствования человека.

Православие имеет всего одно обязательное требование – веру в Бога и жизнь по этой вере. Всё остальное, и мера поста, количество молитв, богослужения – являются средством достижения свободы в Боге, свободы от греха, святости.

Заповеди это своего рода знаки дорожного движения на жизненном пути: не воруй, не убий, не лги – разве тут есть ограничение свободы? Нет! Это подсказка, шпаргалка поведения и жизни. Только освободившись от страстей, вредных привычек и зависимостей, поступая по совести и согласно Евангелия, можно понять, что есть свобода.

Казалось бы, подвижник благочестия, проводящий все свое время в молитве и богомыслии, скован ежедневным правилом и одной кельей. Где же свобода? Как раз он-то и есть по-настоящему свободен: его ничего не тяготит и не держит в этом мире, его нельзя запугать или заставить что-то сделать против его воли.

Замечательный пример свободы имеется жизнеописании святителя Василия Великого. Император Валент, преследовал православных и поддерживал ариан. Он хотел привлечь на свою сторону святителя Василия Великого и послал к нему префекта Модеста. Тот вначале уговорами пытался переубедить Святителя, а затем стал ему угрожать конфискацией имущества, ссылкой, пытками и даже угрожал смертной казнью. На что Святитель ответил: «Все это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки для меня нестрашна, потому что я не связан местом, и то место, где я живу теперь, не мое, и всякое, куда меня сошлют, будет мое, а лучше сказать: везде Божие место. Везде я буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? — Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь». Вот это подлинная свобода.

Такую свободу имели и мученики, легко отдавая свою жизнь за Христа.

Один из основоположников экзистенциализма С. Кьеркегор говорил, что люди постоянно ищут чудо, ради этого ездят по всему миру, совершают путешествия в поисках чего-то необычного и не понимают, что-то истинное чудо совсем в другом. Сёрен был исполнен готовности отправиться сквозь горы и реки, не пожалеть сил и время в том случае, если узнает, что где-то есть истинное чудо – подвижник благочестия, проводящий все время в посте и молитве.

В зависимости от того, насколько вы поймете и узнаете, что есть истинная свобода, зависит характер литературы, которую вы будете выпускать. В последние годы именно выпускники вашего университета определяют тенденции книгоиздания.

Тот факт, что ваш ВУЗ назван именем первопечатника диакона Ивана Федорова, должен придать вам, дорогие студенты, дополнительный импульс в создании литературы нового поколения: имеющей богатое духовное содержание, научающая непреложным истинам человечества, способствующей личностному развитию и нравственному росту, в должном качественном оформлении. За 80 лет отсюда вышло много специалистов высочайшего уровня, которые способствовали развитию книгопечатания. Вам есть, чем гордиться! Сегодня в ваших руках возможность повторить подвиг диакона Ивана Федорова – дать людям книгу, которая определит развитие целого государства на годы вперёд.

Выражаю надежду на совместное сотрудничество в деле издания нравственно развивающей литературы, способствующей обращению внимания подрастающего поколения к глубоким духовным корням нашей культуры, заставляющей задуматься о непреходящих истинах, хранимых Православной Церковью, дающей импульс к приобщению этой духовной сокровищнице.

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru