Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Люди разные нужны

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Люди разные нужны 17.06.2022

Митрополит Климент: Люди разные нужны

Начало лета. Родители выпускников задумываются о будущей профессии ребенка. А мне в эти дни пришло на память стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас»? Стихотворение это очень известное, адресовано оно детям и заканчивается такими строками:
Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.
Как вы помните, дети до этого рассказывали друг другу, кем работают их мамы (и мамы их друзей), и в конце концов пришли к выводу, с которым не спорил никто: мамы всякие нужны и важны.
Стихотворение написано для детей. Это им оно в ненавязчивой форме подсказывало важную мысль: ценность, значимость труда в самых разных областях, уважение к труду. Дети из стихотворения это поняли (или знали и раньше).
А вот понимаем ли эту такую простую и очевидную истину мы? Мы – это современные люди самого разного возраста.
Встреча выпускников. Многие бывшие одноклассники не виделись несколько лет и ничего друг о друге за это время не слышали. И вот начинают что-то вспоминать из школьной жизни, рассказывать про жизнь взрослую, про работу, профессию. Есть здесь инженер, продавец, бухгалтер, учитель, воспитатель, врач, санитарка, водитель автобуса, начальник отдела в банке, актер, слесарь, штукатур, швея, повар, сельский священник и т.д. Но как-то сразу головы повернулись к начальнику отдела в банке, к актеру. Их жизненный путь, их достижения показались наиболее значимыми, а они сами на время стали центром внимания.
Но разве меньше нужен и важен водитель автобуса, день за днем перевозящий тысячи пассажиров, имеющий немалый стаж безаварийного вождения? Почему же его труд остается в тени, а сам он уже как будто и смущается на фоне актера и начальника отдела в банке говорить о своей работе?
Разве менее значим труд воспитателя, отвечающего за безопасность целой группы малышей, человека, который нередко проводит времени с дошкольниками больше, чем их родители, человека, который с ними играет, гуляет, развивает их, обучает, читаем им, следит, чтобы дети поели? Но актер вызвал интерес, а воспитатель где-то в тени.
В тени и штукатур с умелыми руками, и санитарка, ухаживающая за больными год за годом, и священник, который оставил Москву и уехал в небольшое село, чтобы оно только окончательно не вымерло и восстановил там древний храм. Все здесь взрослые, но как будто забыли, что важен трудовой вклад каждого, порой отсутствие кого-то, внешне почти незаметного, приведет к гораздо более ощутимым последствиям, чем уход кого-то известного. А что будет с народом, со страной, если мы разрушим связь со своими духовными корнями?
Учащиеся выпускного класса делятся друг с другом планами: кто кем хочет стать, куда планируют поступать, какой вариант рассматривают как запасной. Самые разные профессии, разные учебные заведения. Собираются учиться на режиссера, программиста, переводчика, учителя, геолога, юриста, экономиста, врача, ветеринара, медсестру, электромонтажника, мастера отделочных работ, наладчика оборудования, кондитера, технолога швейного производства и т.д. И среди этой юной стайки многие с особым интересом посмотрят на того, кто решил стать режиссером, как само собой разумеющееся воспримут стремление стать переводчиком, экономистом, ветеринаром. И, возможно, с удивлением спросят будущего наладчика оборудования: «Тебе правда это интересно? Ты хочешь заниматься этим?» Или уточнят у будущей медсестры: «Ты точно это решила? Больше никуда не будешь пробовать?» Или будущего фермера: «Ты что, будешь всю жизнь с коровами возиться? Не надоест?» Вроде бы и ничего по-настоящему обидного нет в этих вопросах, но послевкусие с ощущением, что профессии (будущие профессии, даже пока только желаемые профессии: школьники еще никуда не поступили, неизвестно, поступят ли, пока все это лишь разговоры) уже заранее в их головах распределены по «рангам»: вот это – ну просто замечательно, вот это – хорошо, вот это – нормально, а это кажется слишком обычным, неинтересным.
Но задумываются ли эти ребята, задумываемся ли мы, взрослые (а ребят с такими взглядами вырастили взрослые), что умелые, заботливые руки медсестры нам нужны ничуть не меньше (а на самом деле – больше), чем самые лучшие фильмы знаменитого режиссера, потому что медсестра порой спасает человека на грани смерти или помогает сохранить здоровье? Задумываемся ли мы, что без наладчика оборудования может быть остановка производства? Задумываемся ли, что без труженика села мы в магазине натуральных продуктов не купим?
Было это несколько десятилетий назад. Мальчик учился плохо, программу средней школы осваивал с трудом, даже оставался на второй год, а потом учился в специальном коррекционном классе общеобразовательной школы. Всем было понятно, что в институт он точно не пойдет, что ему нужна какая-то из «простых» специальностей. Когда через несколько лет кто-то из одноклассников встретился с ним на улице, спросил про жизнь, работу, оказалось, что он уже не первый год работает водителем машины скорой помощи. Найдется кто-то, кто назовет такой труд не очень важным, не очень нужным, слишком простым, неинтересным? Подумать только, сколько зависит от профессиональных умений водителя такой важной службы.
Если раньше дети запоминали, что «мамы разные нужны, мамы всякие важны», то сейчас и в детскую среду пришло ощущение большей или меньшей престижности профессии. И если малыши с гордостью готовы говорить о любой профессии папы и мамы, школьники уже могут и стесняться, если выяснится, что профессия его родителей «проще», «не такая интересная/денежная», как у других одноклассников, особенно если это профессия «слишком обычная» (на взгляд школьника), совсем не престижная. Некоторые начинают даже скрывать место работы и должность кого-то из родителей или их обоих.
Что же творится с нашим современным обществом, с нами, если не каждый честный добросовестный труд с пользой для людей, для общества у нас по факту уважается? Что же творится с нами, если дети стыдятся некоторых профессий своих родителей как «нестатусных»? Почему мы растим детей, готовых уважать престиж, статус какой-то профессии, а не добросовестный, честный труд человека, кем бы он ни был по специальности?
Важны и нужны люди разных профессий. Как же мы об этом забыли? Это же очевидно. Нам надо хорошо подумать о своем отношении к труду других людей. Но ответы на поставленные вопросы есть, как и всегда, у святых отцов Церкви. Вот к примеру мнение нашего современника отца Иоанна Крестьянкина: «Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно». Все емко и понятно. Или: «Важно не что делать, но, как и во имя Кого». То есть, воспитание – основание здорового и жизнеспособного общества. Для современных людей в большинстве своем стал важен «золотой телец», бывший камнем преткновения древним иудеям и последующим поколениям населения земли. И многие стремления современников есть не что иное, как поклонение тому самому «золотому тельцу», древнему, ненасытно требующему жертвоприношений, скрывающегося под разными масками, но имеющего в действительности отвратительное лицо. Не все человечество, конечно, ведется на поводу «передовых» идей. Но все же значимая часть. Очень важно уметь отличать плевелы от действительно полезного и необходимого для жизни зерна – пшеницы. И тогда явно будет видна разница между «уважаемым» и «неуважаемым» трудом. И еще такой простой ответ дает нам апостол Павел в своем 1-м послании к коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13; 4). Любящему сердцу незачем с высокомерием относиться к другому человеку.

«Вечерняя Москва»

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru