Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Все поправимо, пока есть время

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Все поправимо, пока есть время 19.04.2022

Митрополит Климент: Все поправимо, пока есть время

Началась Страстная седмица, когда Церковь вспоминает завершение земной жизни воплотившегося Сына Божия. В эти благодатные дни святитель Феофан Затворник призывает идти мыслью вслед терпящему муки Спасителю и сердцем сострадать Ему. Это помогает обрести решимость отринуть все, что противно Богу.

При всей занятости современных людей верующие стараются уделять больше внимания церковным службам, ведь на этой недели многие из них совершаются всего раз в году. За богослужениями упоминаются евангельские образы, которые помогают постичь глубокий смысл Искупительной Жертвы и прочувствовать противоестественность греха, каким бы он ни казался обыденным.

В первый день Страстной седмицы, как и накануне Великого поста, вспоминается грехопадение Адама. Но на этот раз в центре внимания образ бесплодной смоковницы: «Праотец вкусил от дерева, понял, что обнажен и обвязался листьями смоковницы», — читается в храме. Это дерево, известное сегодня как инжир, стало в Евангелии символом бесплодности души. Как сказано в Евангелии, Господь обрекает на истребление смоковницу, не приносящую плода (см. Мф. 21:19). Таково предупреждение о грозящей вечной смерти тем, кто в земной жизни не украсил свою душу добродетелями любви к Богу и ближним, особенно делами милосердия. Незавидна их участь: они будут брошены в огонь (см. Мф. 7:19).

О каком огне говорит Спаситель? В первую очередь, это пламя человеческих страстей. Господь никого не гонит прочь. Напротив, Он готов дать всем покой в исполнении евангельских заповедей (см. Мф. 11:28). Но принять это благо человеку не дают его греховные привычки. Огонь любви Христовой обличает его страсти, и грешник испытывает тяжелые душевные муки. Знакомый паломник однажды признался, что когда он находится рядом с некоторыми старцами, его начинают обжигать собственные мысли. По мере приближения к праведнику помыслы, подобно ветру, раздувают тлеющие угли страстей, превращая их в костер, и человеку открывается его внутренняя порочность. Насколько же сильно это пламя возгорится в присутствии Христа!

Как Адам после грехопадения прикрыл свою наготу листьями смоковницы, когда ощутил приближение Господа, так и не очистившийся от страстей человек чувствует, что наг от добродетели, духовно несовершенен. Для нераскаянных грешников ад — это милость Божия. По мнению святых отцов, в раю они испытывали бы еще большие мучения.

В земной жизни человек может обратить муки совести себе во благо: покаяться, исправить свои дела и помыслы. Но в вечности такой возможности уже не представится. Там человек утратит способность к внутреннему изменению, и осознание своей порочности станет для грешника одним из наиболее страшных адских страданий.

Душевное состояние свыкшегося с грехом человека показал М.Е. Салтыков-Щедрин. Герой одного из его произведений Иудушка Головлев — человек тихий. Он ходил в храм, поучал благочестию родственников, никого не убивал, не грабил, но его слова и поступки в итоге привели к смерти всех членов его семьи. В романе «Господа Головлевы» высказана важная мысль. Суть христианской жизни заключается во внутренней обращенности человека к Богу, стремлении исполнить Его заповеди. Праведность — это не добрая репутация среди людей, а чистая совесть перед Господом, от Которого не могут утаиться сокровенные мысли и пожелания.

Это произведение актуально и сегодня, поскольку двуличие было не только во времена Салтыкова-Щедрина. И сегодня из-за напускного благочестия даже члены церковной общины могут долгие годы оказываться чуждыми Христу. Надо стараться хотя бы иногда задумываться, что будет с нами в итоге, когда мы предстанем пред Богом: не одеты ли мы лишь в листья смоковницы.

От лицемерия остерегал апостолов еще Господь на заре христианской веры. Христос обличал фарисеев, у которых за внешним видом праведности и богобоязненности скрывались ожесточенная злоба и желание убийства (см. Мф. 26:4). Для того чтобы уберечься от ханжества, надо, по слову Спасителя, совершать тайные подвиги для Бога: будь то молитва или благотворение (см. Мф. 6:2—6).

В конце жизни герой Салтыкова-Щедрина пытается «утопить в вине совесть», но это не помогает, Иудушка испытывает «агонию раскаяния». К спасительному покаянию призывает согрешившего человека голос совести. Но он из-за гордыни и ложного стыда страшится признать свою вину или, что еще более пагубно, считает, что его грех не может быть прощен. Такое осознание вины приводит к отчаянию. На деле же любой наш грех побеждается Божиим человеколюбием. Например, люди, которые предали Спасителя на страшную казнь с безумными криками: «Распни, распни Его…». А Христос на Кресте просит у Бога о милости к ним (см. Лк. 23:34). Позже, услышав апостольскую проповедь, многие из этих людей уверовали и крестились (см. Деян. 2:37—41).

Пока у нас есть время, можно спастись покаянием. Так, Моисей Мурин, будучи разбойником, осознал неправильность своей жизни и пришел в монастырь. Чтобы не уподобиться бесплодной смоковнице, он до конца своих дней взращивал в душе добро: непрестанно каялся, боролся со страстями, творил молитву, а по ночам носил для пожилых монахов воду. Видя его искреннее покаяние, Господь очистил его сердце от страстей. Перед смертью преподобный предсказал нападение на монастырь грабителей. Сохранив жизнь братии, он принял смерть от меча разбойников. Бывший убийца, сумевший взрастить добрые плоды покаяния, был прославлен Церковью в лике святых.

Его пример свидетельствует, что покаяние имеет силу, если оно приносит плоды — добрую жизнь перед Богом и дела во исполнение евангельских заповедей. Вряд ли можно назвать покаянием горячие извинения шалуна, если, получив прощение, он продолжает озорничать. Неустанная работа человека над собой показывает искренность его желания исправиться. Господь же, видя его намерение, по благодати искореняет в таком человеке страсти и спасает его. Об этом напоминает Церковь на Страстной седмице и призывает: «Убежим, братия, бесплодия смоковницы! Разумеем этот образ, чтобы не высохнуть как она тогда».

 

«Вечерняя Москва»

 


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru