Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Колбасу или соседку?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Колбасу или соседку? 08.04.2022

Митрополит Климент: Колбасу или соседку?

Великий пост — это движение к высоте евангельского совершенства, к жизни во Христе. Этапы этого восхождения — постовые седмицы — пролетают быстро, и нам надо постараться на каждой из них одержать маленькую победу над живущим внутри нас грехом, чтобы стать причастниками победы Христа над смертью. Всего две недели осталось до праздника Пасхи, как мы встретим этот Великий день.

Речь не о том, чтобы придавать значение своим добрым делам и ставить их себе в заслугу подобно фарисею. Это будет питать гордость, а значит — вести в погибель. Необходимо хранить и постепенно расширять те аскетические начала и благочестивые навыки, которые мы приобретаем во время поста. Какие именно?

В основе нашего спасения лежит Жертва Господня, и постом мы учимся ограничениям, чтобы стать способными воспринять ее. Церковь предлагает начинать с малого самоотвержения. Входя в пост, мы уже сделали первый шаг, когда просили прощения у всех, кто, так или иначе, причинил нам скорбь. Теперь, когда мы держим пост, ограничения в питании постепенно приучают нас противостоять своему эгоизму и самоцентричности. Телесный пост — это основа, фундамент в борьбе со страстями и, главное, со своим высокомерием.

Ограничиваться только переменой рода пищи недостаточно. Как призывает Церковь: «Постимся телесно, постимся и духовно». Однако, порой приходится сегодня слышать от людей, которые не соблюдают поста, что лучше есть колбасу, чем «грызть соседку». Человек, думающий так, впадает в другую крайность. Ведь именно ограничение в питании вскрывает такую язву души как отсутствие христианской любви к окружающим людям: домочадцам, соседям, коллегам по работе и многим другим. Что же выберем? Погрызем колбасу, чтобы успокоиться, и будем дальше обманывать себя, считать себя доброжелательными? Или продолжим пост и усилим покаяние, познаем свою неправоту и начнем делать добро окружающим, хотя бы той же соседке, пусть и через силу, но по заповеди? Думаю, честнее будет выбрать второе ради Христа, обращаясь к Нему с молитвой, чтобы Он уврачевал вскрывшуюся язву и послал нам Свою любовь.

Ошибочно думать, что цель воздержания — «умилостивить» Бога, будто бы мы постимся, чтобы Господь услышал нас и помог. Отношение Творца к человеку всегда неизменно, «потому что Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:8). Каждого человека Господь любит, призывает к Себе, дает ему Свою помощь и все блага с избытком. Но принять, усвоить их способен только тот, кто следует за Христом, стал единодушен с Ним.

После падения Адама в человеке главенствует плоть. Она диктует свои требования сердцу и уму. Сердце склоняется к их выполнению и требует того же от ума. А ум, пребывая в подчинении у неразумного сердца, начинает искать пути исполнения пожеланий тела и сердца. Тем самым искажается направление воли человека. Свою жизнь он направляет уже не к Богу, а к исполнению плотских желаний и прихотей. На словах он может оставаться христианином, а на деле поклоняться богам удовольствия.

Именно так проживают земную жизнь большинство людей. Достигая желаемого, они радуются: «Вот оно, счастье!» Но это ошибка. Со временем приходит понимание, что цель, ради которой были потрачены время, силы и многое другое, теперь не так желанна, и снова возникает уверенность, что счастье принесет нечто иное. Затем и следующая исполненная мечта перестает радовать, и бессмысленный бег в колесе продолжается.

Ничто в земном мире не способно дать человеку полноту счастья, поскольку от рождения он призван к поиску своего Творца, как однажды выразился блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». По окончании временной жизни все ее удовольствия уйдут, реален будет только Господь и отношения, построенные с Ним. По этой причине пост необходим для того, чтобы более тщательным образом, нежели в обычное время, научиться преодолевать зависимость от плотских пожеланий, приобрести навык не подчиняться им, но направлять свой ум к Богу, а сердце и тело приучать быть в подчинении уму. Тогда человек, по слову святого Симеона Нового Богослова, будет становиться похожим на Христа так же, как сын походит на своего отца.

Воздержание в пище — это самая первая, низшая ступень, но она очень важна для правильного духовного возрастания. Если мы на нее не встали твердо и основательно, если не можем быть хозяевами своего желудка, то тем более, не сможем быть хозяевами чувств и мыслей. Все они поражены страстями, враждующими против Бога. Конечно, можно возразить: «Я же делаю добро людям». Но, если тщательно рассмотреть мотивы наших добрых дел и всю нашу остальную жизнь, то выяснится, что это возражение — самообман. Если человек не в состоянии элементарно ограничить себя в еде, сохраняя великодушие, а начинает «грызть» окружающих, то тем более у него не хватит сил совершить что-то более существенное ради Христа.

Другое дело, что в пост вступили люди разной степени воцерковленности. Нельзя от новичка, только переступившего порог храма, требовать строгое следование монастырскому уставу. Если он никогда не постился, то священнику надо в беседе с ним установить его персональную меру подвига воздержания и молитвы. Даже если в продолжение всего поста он сможет ограничиться одним-двумя продуктами животного происхождения, то и это станет его личной победой. И дальше у него самого возникнет желание добиться большего, понемногу увеличивая меру поста. Так же индивидуально надо подходить к определению меры поста людей пожилого возраста или имеющих тяжелые хронические заболевания.

Что касается детей, то Церковь говорит об исповеди и посте с семилетнего возраста. Это правило тоже может корректироваться в зависимости от семьи, воспитания, здоровья ребенка и других условий. Но чтобы ребенок понимал значение исповеди и не боялся, надо еще до наступления возраста исповеди дать возможность ребенку побеседовать со священником. Но к этому вопросу надо подходить деликатно, взвешенно, чтобы ригористическими мерами не вызвать отторжение. Одно нельзя упускать из вида, что посильный подвиг должен быть у каждого ребенка. Допустим, не все дети, питаясь в школе, могут соблюсти пост, тогда надо обратить внимание на пристрастие к фастфуду и сладостям. Дошкольники и дети младшего школьного возраста не могут без игр, однако электронные развлечения будет полезно заменить для них подвижными играми, и, главное, чтобы игры не разжигали в них страсть и жестокосердие. Детям тоже все это нужно объяснять. Ребенок должен понимать, что пока он маленький, то ему пост послабляется.

Ограничения в пище — это важный, но лишь первый шаг. Необходимо сделать и другой — усилить духовные упражнения, в первую очередь — посещение храма, чтение молитвенного правила и книг Священного Писания. Хорошо при этом посоветоваться с опытным священником и не брать на себя «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф. 23:4), чтобы от духовного перенапряжения не впасть в расслабление и не разорить свои труды. Все должно усиливаться постепенно, в зависимости от духовного и физического состояния человека.

В пост нам не стоит ходить с насупленными лицами. Наоборот, Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6:16—18). Так и Великим постом надо выглядеть аккуратно, поддерживать себя в бодром состоянии. Перед постом неслучайно вспоминается притча о блудном сыне. Как он возвращается к своему отцу, так и мы, грешники, тоже возвращаемся в истинную жизнь. Если мы долго не были дома, сильно скучаем по нему, и нам говорят: «Пора возвращаться. В путь!», — то с каким чувством мы это воспримем? Конечно, с радостью, с предвкушением желанной встречи! Так и в пост: если мы правильно проходим телесный и духовный подвиг, то чувствуем радость о том, что возвращаемся к Отцу Небесному.

Каждому человеку, желающему быть в числе наследников воскресения Христова, необходимо вести борьбу со своими греховными навыками и побеждать их с помощью Божией. Не случайно первая постовая неделя, с длительными службами и особенно строгими ограничениями, завершилась Торжеством Православия. Церковь не только празднует исторические победы над христологическими ересями. Этот праздник имеет для каждого постившегося и духовный смысл: он вступил в пост, прошел эту первую трудную седмицу, исповедался и причастился Святых Христовых Таин. Пусть это и малая победа. Но если будем одерживать их в течение всего поста, неделя за неделей, день за днем, то войдем в радость величайшей победы — Воскресения Христова.

И так, год за годом, не ослабевая в подвиге, пройдем всю жизнь, пока не услышим от Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

 

«Вечерняя Москва»

 

 


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru