Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Несет меня лиса

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Несет меня лиса 22.03.2022

Митрополит Климент: Несет меня лиса

У каждого времени есть свои проблемы. Перед каждым человеком и перед всем обществом стоят вопросы, на которые надо найти ответы. И об этом обязательно надо говорить. Форма может быть разная. Какие-то проблемы могут быть объектом научного исследования, и по ним выходят целые монографии. Насущные вопросы современности затрагиваются на страницах средств массовой информации, в телепрограммах.

Но есть особый способ поговорить с человеком о важном — художественная литература. Именно такой способ избрала Ирина Анатольевна Богданова, лауреат премии им. С.Т. Аксакова конкурса «Новая библиотека».

В своем романе «Несет меня лиса» она напоминает читателям сразу о нескольких проблемах современности. И, что очень важно, не только напоминает, но и подсказывает возможные способы их решения или улучшения ситуации. На этом моменте я хочу остановиться подробнее. Художественная литература – это не учитель, а собеседник. Хорошее художественное произведение обычно не выдает читателю готовый безапелляционный «рецепт» правильного поведения, решения, поступка, слова. Оно исподволь к этому подводит. Или наводит читателя на размышления, а не дает сразу ответ.

В романе Ирины Богдановой нет явного дидактизма. Она не навязывает читателю ничего. С помощью художественных средств показывает: можно сделать в непростой ситуации вот так, выбор может быть таким. Ее герои делают свой выбор. Читатель может брать пример с них, поступать, оказавшись в схожей ситуации, примерно так же. Здесь нет рассуждений автора, «что такое хорошо, а что такое плохо». Поступки и выбор органично связаны с характерами персонажей. И если мы слышим рассуждения и слова на эти темы, то это слова героев, а не автора.

Но порой это пример отрицательный, и дан он для того, чтобы читатель увидел, что ни к чему хорошему заигрывание с оккультизмом и подобными течениями не приводит, ибо увлечение грехом не облегчает жизнь человека.

Ирина Богданова напоминает читателям о целом ряде современных проблем и вопросов. Это, что очень важно, отношение к святыням. Родник, который долгое время почитался как целебный, у которого стоял крест, не просто засыпан: он оказался завален мусором. Главная героиня Евгения получила наследство от своей родственницы Надежды. Надежда прожила достойную жизнь, люди вспоминают ее с уважением, но есть в этой жизни неправильный шаг: это по инициативе Надежды когда-то стали заваливать мусором тот родник… И Евгения принимает самое верное решение: исправить этот шаг, начать откапывать родник, мусор, день за днем, с тачкой и лопатой, убирать, перевозить на настоящую свалку. Вскоре у Евгении появляются помощники. Вообще, отношение к святыням – стремление восстановить или ограбить заброшенный в глуши обветшалый храм – лакмусовая бумага, показывающая внутреннюю суть человека. И Ирина Анатольевна Богданова напоминает об этом читателям.

Ребенок с серьезным заболеванием и отношение к нему других людей, подростковая травля, дети в семье пьяниц – далеко не полный список острых тем, которые затрагивает Ирина Богданова в этой книге. Есть темы и более широкие: само отношение к жизни, смысл жизни, то, ради чего живет человек, для чего он готов поменять свою жизнь, на что он готов пойти ради денег. Вопросов много, но порой в реальной жизни все они сплетаются в одной судьбе, и, отвечая на один из вопросов, в какой-то мере продвигаешься к решению и других. Так получилось и в судьбе главной героини Евгении, сумевшей отказаться от высокой должности, известности, немалого дохода, потому что все это было связано с сомнительной, с нравственной точки зрения, деятельностью.

Особенно хочу рассказать о юной героине – девочке Лесе. У нее тяжелое заболевание ‑ эпилепсия. Некоторые ребята ее глупо и зло дразнили. Среди них был главный обидчик, заводила – Васька. Васька этот, как потом выяснилось, был сыном двух сильно пьющих людей. Родители порой забывали о его существовании. И свою детскую заброшенность Васька и вымещал на других своими подобными выходками. Но именно Леся первая заметила исчезновение ее постоянного мучителя – Васьки. Именно она в разговоре с Евгенией рассказала, что не видела Ваську уже несколько дней. Начались поиски. К счастью, Ваську, попавшего в лесу в какой-то старый капкан, нашли живым, спасли и вылечили. Ирина Богданова показывает читателям, что самым чутким, самым внимательным человеком оказалась та самая Леся, девочка с серьезным заболеванием, которую Васька не раз обижал.

После всего случившегося травля одними школьниками других стала невозможной. Леся не держит обиды, она навещает больного Васю. Васька же теперь мечтает сам что-то сделать хорошее для Леси. Так, миролюбие и терпение, продукт настоящей христианской любви, побеждает.

Ирина Богданова в своих произведениях не устает напоминать о роли семьи в жизни ребенка. И здесь Васька сначала в глубине души очень завидует Лесе, у которой есть хорошая заботливая мама, которая печет вкусное домашнее печенье и уж точно никогда не забывает о дочери. И рядом с такой матерью и вырастает замечательная девочка Леся. Но потом Васька видит, что, несмотря на все нанесенные им Лесе обиды, и девочка, и ее мама Ольга не держат на него зла, приходят навестить, угощают вкусной выпечкой и не отвергают его. Он замечает, что и его родители, испуганные тем, что едва не потеряли сына, пытаются справиться со своим пьянством, начинают тоже заботиться о нем. Если бы взрослые всегда помнили, как велика их роль в жизни детей и как велика их ответственность перед ними.

Читать книгу интересно. Следишь за сюжетом и не замечаешь, как пробежало время. Время пробежало, но можно быть уверенным, что, читая эту книгу, ты провел его не зря.

«Вечерняя Москва»

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru