Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: О великой Крещенской святыне

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: О великой Крещенской святыне 18.01.2022

Митрополит Климент: О великой Крещенской святыне

Вереницы людей выстраиваются около храмов в крещенские дни: все запасаются святой водой. Ее набирают даже те, кто в иное время в храме почти не бывает. О крещенской воде все знают, что она нужна круглый год, поэтому многие приходят с большими канистрами. Для чего же мы набираем Крещенскую воду?

Великой «агиасмой», в переводе с греческого — «святыней» называется вода, освященная в праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский сочельник, 18 и 19 января, в отличие от малой агиасмы, которую освящают в остальное время года. Чин малого освящения воды — «малая агиасма» — всем известен как водосвятный молебен, который совершается в некоторые праздники, а при необходимости, по просьбам прихожан — в иные дни. Как следует из названия, вода, освященная на этих молебнах, тоже святая.

Есть особенности в чинопоследованиях великого и малого освящения. Чин великого освящения торжественнее, молитвы в нем содержательней. К тому же во время этого чина читаются особые прошения, в том числе и на изгнание злых духов. Но сила святой воды не в чине, а в действии через нее благодати Божией. Благодать же подается по нашей вере. В обоих чинах вода освящается по молитве Церкви действием Святого Духа. Бог же всегда подает Свою благодать в избытке, а не порционно, в зависимости от объема молитв.

Великое освящение воды не входит в число семи церковных таинств и таковым не называется. Но фактически это таинство, потому что любое действие Святого Духа является таинством, когда с тварным веществом соединяется нетварное действие Божие. Следует уточнить, что сила принадлежит Единому в Троице Богу. Нет отдельной силы Святого Духа, отдельной — Отца или Сына. Благодать принадлежит равно всей Пресвятой Троице. Однако иногда за богослужением можно услышать: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», — или: «Благодать Святого Духа». Если она подается нам через Святого Духа, мы говорим «благодать Святого Духа». Так и на освящении воды мы просим, чтобы Господь ниспослал Святого Духа и освятил нам «воду сию».

Помимо освящения воды в храме на Крещение существует традиция совершения крестного хода на Иордань. Это практикуется, если поблизости с храмом есть водоемы — реки, озера, источники. Там вода также освящается, и люди набирают ее как святую. В советское время, когда многие храмы были закрыты, в отдаленных деревнях люди узнавали, во сколько будут освящать воду в реке выше по течению и, зная, как быстро эта вода дотечет до их деревни, шли к этому времени на берег реки за святой водой. Так они проявляли благочестие. А те, кто был поусерднее, старались все же побывать в храме, чтобы помолиться за торжественной праздничной службой.

Часто спрашивают, правда ли, что в полночь на праздник Крещения Господня вода освящается повсюду: и в морях, и в реках, и даже в водопроводных кранах. Можно ли в это время набрать святой воды из любого источника?

Действительно, Господь Своим погружением в Иордан освятил не только его воды. Один из псалмов Давида содержит пророчество об удивительных явлениях, которые произойдут в физическом мире, когда он соприкоснется со своим Творцом, принявшим земную плоть: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113: 3). Но это не та Великая агиасма, которая освящается в храме. Церковная традиция освящать воду на Крещение берет начало именно от того события, когда Христос крестился в воде и этим освятил ее. Во время Великого освящения воды мы молимся, чтобы она служила освящению тех, кто ее употребляет, чтобы была во оставление грехов пьющим ее, во освящение кропящимся и помазывающимся ею. Поэтому недостаточно открыть ночью кран и набрать якобы святой водички. Исключение может быть сделано разве что для тех, кто абсолютно лишен возможности взять воду после совершения над нею чина Великой освящения. Остальным следует идти в храм и там брать воду, освященную через молитву и церковное богослужение.

Что же касается крестного хода на Иордань — это благочестивая традиция подобно вертепам на Рождество Христово, которые ставятся около храмов и радуют нас своим видом. Но ведь мало полюбоваться ими, поставить там свечки, а нужно побывать в храме на богослужении. Так и здесь: можно сходить помолиться на Иордань, но не стоит упускать главное — молитву и освящение воды в храме.

В древности по церковному уставу вода освящалась в храмах только в Крещенский сочельник. Позже к этому добавилась традиция в праздник Крещения ходить для освящения воды к естественным водоемам — рекам, озерам, родникам. Согласно современной практике, воду в храме освящают в течение двух дней — 18 и 19 января. Это породило еще одно заблуждение, когда начинают усматривать различия в воде, освященной в один из этих дней: спорить, какая из них «сильнее», называть одну «крещенской», другую — «богоявленской», приписывать им различное действие. Такие предрассудки бытовали в старину, когда неграмотные крестьяне считали, что одна вода предназначена для скота, а другая — для людей. Не стоит это вносить в нашу современную жизнь. Вся вода, освященная в эти дни, имеет одинаковую силу и благодать Божию. Вся она служит на пользу человеку, приступающего с верой, и относиться к ней надо в равной мере благоговейно.

В древности на Руси благоговейное отношение к святой воде доходило до такой степени, что перед тем, как ее выпить, нужно было прочитать ряд молитв и только тогда принимать ее строго натощак. Старообрядцы и поныне продолжают так относиться к святой воде. Благоговение перед великой агиасмой было настолько высоко, что в дониконовские времена бытовала еще и такая практика: если человека не допускали до причастия по той или иной причине, то, прочитав соответствующее правило, он мог причаститься святой водой. Все понимали, что это неравноценная замена причастию Тела и Крови Господа Иисуса Христа, но это совершалось, чтобы христианину не оставаться без святыни долгое время.

И поныне верующие сохранили такое благоговейное отношение к крещенской воде, что ее пьют только натощак, но ее можно пить и при возникновении потребности, например, при болезни, перед или после операции, помолившись, можно выпить крещенской воды. Но принимать ее надо как великую святыню: с благоговением и молитвой, а не просто сделать несколько глотков на всякий случай. Можно запить святой водой лекарство, чтобы Господь помог не только через врача, который это лекарство выписал, но и непосредственно Своей силой, подаваемой Им через святую воду.

Обычно святая вода не портится годами, а иногда она вдруг позеленеет, или осадок выпадет, или иначе изменится. Многих это смущает, и они говорят: «Это мне по грехам», «За мое не достоинство не хранится у меня святыня!» Но освящение воды не дает гарантию, что она не испортится. Освящение — это не консервант. Так что если вода изменилась, и ее пить нельзя, можно использовать ее для окропления жилища, одежды, домашних предметов обихода, или вылить в чистое, не попираемое место. А что касается греховности, то мы все грешные, и нет такой градации грехов, что от одних святая вода зеленеет, а от других — нет. Важно сохранять веру, а когда мы чувствуем свою греховность, то прийти к священнику и покаяться.

Для чего же надо пить святую воду каждое утро в продолжении всего года? Мы принимаем святую воду из желания, чтобы Христос освятил наши мысли, слова и поступки, чтобы Он действовал в нас. Есть и другие способы получить благодать Божию. С этой же целью мы молимся, читаем духовную литературу, посещаем богослужения, участвуем в таинствах, прикладываемся к иконам, держим пост, максимально используя все доступные нам средства, чтобы оставаться в единении с Богом.

«Вечерняя Москва»

 


Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru