Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Не будем мешать Христу

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Не будем мешать Христу 11.01.2022

Митрополит Климент: Не будем мешать Христу

Рождество Христово. Господь является в мир Человеком, чтобы мы соединились с Ним воедино. Каким образом совершается наше сочетание с Богом?

Человек отпал от Творца, фактически совершил самоубийство. Это произошло в Адаме, а мы восприняли последствия его греха. И теперь мы нуждаемся в реанимации. Если бы Бог не был благим и любящим, Он мог бы сказать Адаму: «Ты выбрал этот путь и погиб, потому что сам этого захотел». Но Он так не сказал. Господь не только создал, но и спас человека. Даже лишение прародителей рая — это спасение: зло, повредившее человеческую природу, не становится вечным.

Наделяя человека свободной волей, Господь предвидел, что тот может отпасть от Него, и тогда понадобиться искупление дорогой ценой. И все равно, являясь Любовью, Он создал нас. Ради нашего спасения безграничный Бог принимает человеческое естество со всеми несовершенствами ограниченного бытия и становится во всем подобным нам, кроме греха. Богочеловек Иисус Христос добровольно испытывает лишения временной жизни и завершает ее мучительной крестной смертью.

Спасение — это не однократный акт, а процесс, охватывающий всю земную хронологию человечества. Оно происходит непрестанно с момента, когда пал Адам, а закончится Вторым пришествием Христа на землю и Страшным Судом, после которого иссякнет земная история, и спасенный тварный мир соединится с вечностью.

Воплощение Господа в определенное время — один из этапов этого процесса. Это краеугольный момент, наиболее важный в деле спасения, ибо Рождество Христа дало нам возможность соединиться с Ним ипостасно. Что это значит? Ипостась — это личностное существование. Каждый человек имеет свою, человеческую, ипостась. Петр, Елена, Иван — это конкретно существующие ипостаси, и в то же время мы составляем одну общность — человек разумный.

Православные стремятся обрести единство с конкретно существующим Господом — Иисусом Христом, в Котором соединились вторая Ипостась Святой Троицы — Сын Божий и наша человеческая природа. То есть каждая человеческая ипостась во Христе способна соединиться с ипостасью Сына Божия. В этом сущность спасения.

Пока Христос не пришел на землю, спасение — обретение единой жизни с Богом — для людей не было возможным. Соединение с иными существами, даже с высшими ангелами — бесплотными духами, наиболее приближенными к Богу, не спасает от греха и смерти. Ведь ангел — творение, как и мы. По этой же причине признаваемая человеком общность с его знаком зодиака или символическим животным года не может дать ему духовные силы, принести ему вечное счастье, да и земное тоже. Наступление «года тигра» не означает, что родившиеся в этот год люди обретают некие преимущества в спасении своей души от вечной смерти. Спасает только соединение с Господом. Ради этого рождается «Отроча Младо, Превечный Бог», как поет Церковь в эти праздничные дни Рождества Христова.

Вот о чем людям стоит позаботиться, так это чтобы в каждом из нас воссиял образ Христа. Ибо соединиться может только подобное. И мы должны уподобиться Христу, чтобы обрести с Ним единство. Этому стоит посвятить свою временную жизнь. Для этого она нам и дана.

Святитель Феофан Затворник объяснял, что существуют три ступени соединения человека с Богом, из них первая и главная — во время нашей земной жизни. На земле соединение со Христом возможно только в Его Церкви посредством таинств. Только в Церкви благодать Святого Духа реально соединяет нас с Христом.

Находясь в раю, люди общались с Богом непосредственно, «напрямую». Но в грехопадении человек утратил Божию благодать, которая была дана ему изначально. И сейчас мы имеем возможность общения с Богом через таинства. Когда видимым для нас образом священник — наделенный благодатью человек, совершает таинства, мистически действует Христос. Священник только просит Господа о том, чтобы таинство совершилось, и Дух Святой пришел и вселился в нас, и очистил нас от всякого скверны.

Далее святитель Феофан говорит о том, что соединение с Богом продолжается на небе, в Его Царстве. Пока это происходит лишь отчасти, потому что пребывающие там люди «находятся еще не в целостном естестве своем», а только душой. Полнота наступит во время всеобщего воскресения, после последнего суда, «когда облекутся все в нетленные тела, тогда и с человечеством Спасителя сочетаются полнее, а чрез Него и с Божеством приискренне».

Таким образом мы видим, что соединение отдельного человека с Христом — это процесс, который начинается в земной жизни и потом постоянно развивается, становится все более тесным. Конца этому развитию не будет, потому что Бог бесконечен. А вот начало зависит от самого человека.

Если же кто не положит начало соединению с Христом здесь, на земле, можно ли надеяться, что Церковь вымолит, и человек будет включен в этот процесс со второй степени — в посмертной своей жизни? Надеяться можно, а гарантировать нельзя. Мы молимся за своих усопших вместе во всей Церковью, но сами стараемся успеть здесь положить основание соединению с Господом, которое продолжится за порогом нашей земной жизни.

Что мы можем сделать? Спасает нас Христос, и не за наши дела и подвиги, а по Своей любви и милости. Мы только должны не мешать Ему. В таинстве Крещения Господь зажигает в нас огонь любви к Нему, облекает нас в венцы, а мы, как говорит святой Николай Кавасила, должны не угасить этот огонь, не сбрасывать с себя венцов, не обнажать меч против себя, вступая на путь греха и смерти.

Даже ради своего здоровья человек готов отказаться от каких-то своих приятных привычек, если врач скажет, что они вредят. Например, с появлением диабета, человек отказывается от целого списка продуктов, которые ранее любил. Так и ради собственной реанимации от греховной смерти нужно отказаться от того, что удаляет от Христа. Путь ко спасению у каждого свой, и усилия применить придется однозначно, если, конечно, есть желание обрести вечную жизнь с Богом.

Как себя подвигать на жертву ради любви к Христу? Необходимо читать Евангелие, чтобы знать, что хочет от нас Господь. Также полезно узнать мнение святых отцов на эту тему, чтобы избежать самообмана. Через это чтение надо постараться проникнуться соответствующим духом и стремлениями. Это действенный подход: читать священные книги, чтобы вновь и вновь видеть, что Господь ради нас претерпел. Чтение душеполезной литературы помогает прикоснуться к опыту святых, и узнать, в каких труднейших обстоятельствах наследовали свое спасение они, и что они выдерживали, чтобы не разлучаться со Христом. Тогда наши труды станут для нас легкими, благословенными и желанными. Ведь Сам Господь Бог — Сама Милость, Любовь, Блаженство становится Человеком нас ради и нашего ради спасения!

Даже тот, кто упустил время поста, не был на праздничной службе и не подготовился к встрече с Христом в таинстве Причащения, еще может успеть побывать в храме на богослужении в дни святок и праздник Богоявления (19 января), чтобы принять в свое сердце радость о пришествии в мир Спасителя. И любой человек в эти дни может начать приносить в дар Богомладенцу Христу веру в Него и жизнь по Его заповедям.

 

«Вечерняя Москва»

 


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru