Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Год нашей жизни

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Год нашей жизни 31.12.2021

Митрополит Климент: Год нашей жизни

В эти дни мы подводим итоги прожитого года, смотрим, что удалось осуществить за прошедшее время, а что так и осталось «на бумаге». Мы строим планы на будущее и надеемся, что Господь им благословит исполниться. И, конечно, мы стараемся осмыслить все, что было хорошего в нашей жизни, а что в ней надо обязательно исправить. И очень важно в этих размышлениях не упустить главного.

Когда апостолы плыли ночью по Тивериадскому морю, волны захлестывали их лодку. Кругом бушевала водная стихия, а Христос спал на корме. Его ученики были сильно испуганы. Им казалось, что они вот-вот потонут, а Учителю и дела нет до этого.

Сокровенный смысл данной ситуации, как его толкуют святые отцы, в том, что Бог дает каждому человеку возможность самостоятельно действовать в земной жизни: сражаться со своими дурными пристрастиями – или потакать им; мужественно переносить скорби, которые есть у каждого человека – или унывать; молиться, призывать Господа в помощь – или роптать на Него.

Но иногда человек трудится, борется со своими проблемами, не справляется, и ему действительно начинает казаться, что Господь его оставил, что он – один, а Христос словно не видит, как ему тяжело, как он из последних сил пытается спасти свою утлую «лодку» жизни. Но ведь из Евангелия мы твердо знаем, что ничто без ведома Бога на земле не происходит. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30). Значит, нам только кажется, что Господь «спит»? На самом деле, мы всегда под Его присмотром? И раз Господь попускает, чтобы с нами такие вещи происходили, значит, нам это нужно, чтобы научиться правильно реагировать на все это?

Если говорить об эпизоде из Евангелия, когда Господь спал во время плавания по бурному Тивериадскому морю, то уснул Он по человеческой природе, а по своей Божественной природе Христос во сне не нуждается. Будучи един с Отцом и Святым Духом, Он всегда видит нас. Апостолы тогда еще не могли этого знать, они узнают это позже. А через них это знание будет открыто и нам. Поэтому мы точно можем сказать, что любое действие, которое происходит с нами, всегда промыслительно. Господь печется о нас двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю.

Есть притча о том, как один нищий шел по дороге, усталый, обессиленный, да еще волочил за собой тяжелый мешок с поклажей. По дороге проезжал царь и увидел этого несчастного, приказал остановиться и пригласил его в свою карету. Нищий, не веря своему счастью, сел на самый краешек скамьи, а мешок взгромоздил себе на колени. Царь же с улыбкой сказал ему: «Не смущайся, сядь поудобнее, поставь мешок рядом, он же тяжелый, а места тут достаточно». Но нищий ответил: «Ну что вы, ваше величество, достаточно того, что вы меня везете, а уж мешок-то я и сам подержу».

Так и нам кажется, что мы в каких-то ситуациях «сами держим свой мешок» – справляемся сами, без Бога.

Конечно, ничто без Бога не происходит. Он – наш Творец, Промыслитель и любящий Отец. Что же тогда приходится на нашу долю? В чем мы должны стараться? Нам надо в каждой жизненной ситуации делать то, что в наших силах, и что соответственно Евангелию. Надо постоянно иметь ощущение присутствия Божия в нашей жизни.

Если же нам кажется, что иногда Господь «спит» и не видит, как нам в данный момент бывает тяжело, а иногда Он «просыпается» и помогает, то это говорит о нашем недоверии Богу. Отчего происходит недоверие? Оттого, что довериться Богу – это достаточно тяжело, потому что мы всегда хотим от Бога каких-то явных гарантий, явного действия Божия в своей жизни, ощутимых результатов.

Но доверить себя Богу – в наших силах. «Господи! Тебе все ведомо – сотвори со мной, как изволишь» – так нас призывал молиться архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Смог же Авраам довериться Богу, а поэтому и апостол Павел называет его «отцом верующих». Он поверил Богу, и из земли, в которой неплохо жил и был уважаем, пошел вообще не понятно куда. Просто потому, что Господь ему сказал: иди и вселись в ту землю. Не было обещано никаких гарантий. Авраам понятия не имел, что с ним там будет, как он будет там жить. Но поверил и пошел. Таково было его доверие Богу: все принимать из Его руки как благо. А что же потом? А потом Господь повелел ему принести в жертву единственного сына Исаака, которого Авраам любил больше жизни. Но эта любовь к сыну не была больше любви к Богу.

Все эти моменты из жизни Авраама показывают, что он доверял Богу во всем, даже в том, что для нас представляется очень странным, не вмещающимся в нормальную человеческую логику. Ведь нам, порой, кажется, что мы лучше Бога знаем, что для нас полезно, что в нашей жизни должно происходить, а что – не должно. Господь же, попуская разные малоприятные для нас обстоятельства, дает человеку возможность духовно расти, свободно самоопределяться в своих действиях.

Представьте, если бы на каждую нашу просьбу Господь мгновенно отвечал согласием. Мы бы разучились действовать самостоятельно, только просили бы и просили у Бога то одного, то другого, то третьего. Мы перестали бы пользоваться своей свободой.

С другой стороны, человек не получает мгновенного возмездия и за совершенный грех. Если бы были такие «справедливые» отношения между человеком и Богом, когда человек бы точно знал: совершил грех, тут же – наказание, мы бы не могли свободно выбрать жизнь по Евангелию, со Христом, а вынуждены были бы подчиняться строгому диктату свыше. Но в том-то и дело, что человеку дарована возможность свободно самоопределяться, на чьей он стороне: его дорога жизни с Богом, или – без Него.

Поэтому, даже если нам кажется, что Бог «спит» и не видит, как течет наша земная жизнь, мы не можем себя вести так, как дети, которые остались без присмотра родителей: раз никто не видит, значит можно творить все, что захочется. В Евангелии об этом говорится в притче о господине, который уезжает в далекие края и каждому своему рабу дает поручение. Каждому из нас дано свое поручение Богом. Прежде всего – это духовная деятельность, но и любое другое земное дело мы должны выполнять как порученное нам Самим Господом.

Вспомним и продолжение этой притчи: если рабы будут пить, есть и веселиться, не будут трудиться в порученном, не ожидая возвращения господина своего, то он, когда вернется, воздаст им по заслугам. Все виновные будут наказаны, ничто не утаится от его взора.

Мы часто это воспринимаем как угрозу, и Бог, под образом отлучившегося господина, кажется суровым, неумолимым судьей. На самом деле, это тоже проявление милости, когда Бог заранее предупреждает каждого человека, который хочет быть с Ним, о том, что не надо себе вредить. Есть духовные законы, нарушение которых чревато для нас, как и нарушение законов физического мира. Разными притчами, словами, образами Христос заранее нас предупреждает, как себя вести надо, а как – не надо. И делает Он это для нашего же блага, не потому, что Он захотел так от произвола, а именно потому, что Он заботится о нас и желает нам блага. Бог говорит нам, каковы будут последствия безрассудной жизни, потраченной только на земные удовольствия.

Поэтому будем ценить каждую минуту времени, и, начиная новый год нашей жизни, последуем примеру святого III века Экспедита. Долгое время он был язычником и не решался принять христианство. Хотя его душа уже и стремилась к Христу, но постоянно возникали обстоятельства, которые сдерживали. Он откладывал свое решение, жил привычной жизнью воина римского полка. И к нему прилетал странный ворон и громко каркал: «кра-кра». Это карканье было похоже на слово «завтра» на латинском языке (cras). Неслучайно термин «прокрастинация» (procrastination), означающий откладывание чего-то важного на потом, как раз идет от карканья того ворона. И воин соглашался: да, лучше завтра.

И вот однажды Экспедит все же решился: больше никаких откладываний, крещусь сегодня, только сегодня! Он принимает христианство. И по преданию, на следующий день император Диоклетиан его казнил. Экспедит успел определиться: он стал христианином, соединился с Христом в Таинстве крещения. И теперь он – с Богом, в Его Царстве Небесном – навсегда. А дьявол, который скрывался под видом ворона, был посрамлен. И на всех иконах святой Экспедит пишется с крестом в руке, на котором написано слово «Теперь!» (переводится еще и как «Сегодня»). А ногой святой придавливает ворона (дьявола), который кричит: «Завтра!»

Сейчас, в земной жизни, человек сам решает, как ее строить, на что тратить время. Господь каждому из нас дает такую возможность. Но потом обязательно будет нелицеприятное подведение итогов всей жизни, а поэтому, пока еще есть время и есть возможность многое исправить, хочется, чтобы каждый из нас, строя свою дальнейшую жизнь, вспомнил про святого Экспедита, который успел исполнить христианский долг и спасся. И может быть кому-то его история поможет скорректировать свои планы на будущий год.

С наступающим Новым годом!

 

«Вечерняя Москва»

 

 


Лицензия Creative Commons 2010 – 2022 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru