Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент. Отцы и дети: как наладить отношения в семье

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент. Отцы и дети: как наладить отношения в семье 24.02.2021

Митрополит Климент. Отцы и дети: как наладить отношения в семье

Говоря о разделении в семье, человек должен понимать, какой вид сепарации он имеет в виду.

Если речь идет о праве юноши/девушки иметь собственный взгляд на мир и не скрывать его от старших, это ценностная сепарация. Думаю, для ее достижения нет необходимости разрывать отношения с родителями. Согласитесь, сложно представить запрет на собственное видение мира. Оно все равно есть, даже если кто-то с ним не согласен. Взгляд на окружающее подрастающего человека будет отличаться от мнения старших, ведь жизненный опыт у людей разный.

Бывают ситуации, когда родители пытаются повлиять на мнение детей. Во многих дружных семьях это происходит в случае, если ребенок вредит самому себе: принимает необдуманное решение, руководствуется сомнительными ценностями, слепо следует советам знакомых. Родители в этом случае не только могут, но и должны попытаться аргументированно убедить сына или дочь в ошибочности и опасности таких взглядов. Чтобы дети прислушались к словам старших, опять же необходимо не разделение, а взаимопонимание, интерес друг к другу, внимательное отношение.

Не вызывает особенных вопросов так называемая функциональная сепарация — способность человека о себе позаботиться. Понятно, что возраст предполагает определенный уровень самостоятельности: для трехлетнего ребенка достижением будет умение самостоятельно одеваться; для мальчика 12—14 лет — что-то починить, прибить, прикрутить; для юноши студенческого возраста — самостоятельно зарабатывать, вовремя оплачивать свой смартфон, без постороннего контроля выполнять домашние обязанности и т. д.

Эмоциональная и конфликтная сепарация вызывают больше всего вопросов. Точно ли признак взросления заключается в способности человека делать выбор, не учитывая мнения родных? Можно ли назвать это достижением, к которому нужно стремиться? Как показывает опыт, заявлять: «Без вас все решу!» — больше любят подростки, а позиция по-настоящему взрослого человека иная.

В жизни очень редко возникает выбор, который касается только человека, принимающего решение. Гораздо чаще он затрагивает и других людей: жену/мужа, детей, близких родственников, друзей, подчиненных и др. Не думать о них было бы слишком эгоистично, поэтому мнение окружающих необходимо учитывать.

Кроме того, почему не одно тысячелетие люди старшего поколения, а тем более родители, пользуются уважением? Это естественное отношение к людям, которые о человеке долгие годы заботились. Они имеют богатый жизненный опыт, глубокие знания, мудрость. Наконец, эти люди хотят найти отклик у молодого поколения: почувствовать, что они интересны, любимы, их мнение дети/внуки ценят.

Молодым людям могут казаться неактуальными какие-то советы представителей старшего поколения, но это не повод отвергать их опыт полностью. Никто не ждет от двадцатилетней девушки, что она будет послушна родителям так же, как в четыре года. Однако почему бы в сложных ситуациях ей не посоветоваться с родными?

Разве нельзя отнести умение учитывать интересы родителей к достоинствам взрослого человека? Можно. Более того, в Священном Писании говорится, что человек должен с уважением относиться к отцу и матери. Апостол Павел призывает детей быть послушными «родителям…во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол 3:20).

Вспоминаю пример из жизни преподобного Сергия Радонежского. Варфоломей, так святого звали до пострига, долгие годы хотел принять монашество. Он сказал об этом намерении отцу и матери. Как повествуется в житии святого, те попросили дождаться их смерти: позаботиться о них, а уже потом принимать постриг.

Варфоломей был взрослым, самостоятельным человеком, однако он, несмотря на стремление к монашеской жизни, прислушался к словам родителей, и смиренно за ними ухаживал.

Этот отрывок из жизни святого характеризует его как человека мудрого, кроткого, внимательного к окружающим людям. Впоследствии, как известно, этот жизненный период помог преподобному Сергию развить в себе добродетель послушания.

Что же касается конфликтной сепарации — способности после ссоры с родными не изводить себя чувством вины — по моим наблюдениям, современный человек чаще склонен излишне оправдывать себя и обвинять в случившемся других. В последние годы появилась даже модная тенденция винить своих и чужих родителей во всех бедах и проблемах. Обвинения звучат совершенно противоположные: родители недостаточно заботились — слишком сильно заботились, заставили ребенка думать о взрослых проблемах — возились, как с малышом, не давали проявить себя.

Упреки отравляют жизнь человека. Поэтому, на мой взгляд, сегодня было бы даже полезно проанализировать собственные ошибки: «Каков мой «вклад» в ссору? В чем я виноват? Как мне исправиться?» Скоро начнется Великий пост, сейчас идут подготовительные недели, а Великим постом мы словами молитвы преподобного Ефрема Сирина будем просить у Бога дать нам «зрети прегрешения моя». Как важно нам сейчас и всегда видеть неправду в себе, тогда меньше будет возникать проблем у нас же самих.

Важно понять, почему поступок близких людей нас задел. Больно признавать, но, что, если слова правдивы? После таких размышлений легче без лишних эмоций обсуждать спорные вопросы, искать примирения, избегать новых конфликтов.

Когда речь заходит о сепарации в семье, стоит разумно подходить к этому вопросу: разделять поступки по-настоящему взрослого человека и их видимость.

В стремлении защищать свою самостоятельность важно не перейти грань небрежного отношения к людям старшего поколения. Священное Писание призывает верующих почитать родителей, в этом выражается богобоязненность человека (Лев. 19:2—3).

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru