Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Начало вечной жизни

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Начало вечной жизни 18.12.2020

Митрополит Климент: Начало вечной жизни

Господь дает удивительное обетование верующим в Него людям: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5:24). Да, действительно, обетование замечательное, и стоит задуматься, а как же его приобрести?

Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы людей, но многим из них хотелось от Него решения сиюминутной потребности: исцеления от болезни, чуда, насытится в изобилии, разрешения трудной житейской ситуации. Люди с удовольствием слушали Господа, но менять свою жизнь по Его учению собирались далеко не все. Поэтому, зная внутреннее состояние своих современников, Христос говорил: «они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:13-15).

Как же нам надо слушать слово Божие, чтобы получить обещанное Христом обетование? Надо не только слушать, но и соблюдать то, о чем говорится в Евангелии: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» (Лк. 11:28). Глагол «хранить» в данном случае означает не спрятать, чтобы никто не видел, а реализовывать, соизмерять с ним свою жизнь, пользоваться полученным добром во благо, не растерять его среди повседневной суеты.

Второе важное условие достижения жизни вечной, о котором говорит Христос – вера в Бога: «верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную...» (Ин. 5:24). Но вера – понятие растяжимое. Например, можно верить, что в Африке живет жираф. Подобная вера (или ее отсутствие) никак не сказывается на жизни человека, и если он просто верит в то, что когда-то на земле был Иисус Христос, и может быть Он, даже, Сын Божий, и на этом ставит точку, то от такой веры пользы нет. Человек может считать себя верующим в Христа, заходить в храм, ставить свечки, но делать это не ради своего спасения, а ради иных целей, – послушать пение хора, получить хорошую оценку, найти жениха, – такую веру трудно назвать христианской. Бесы тоже веруют и трепещут (Иак. 2:19).

Вера у человека должна быть живой. В чем же она должна выражаться? Это, в первую очередь, – доверие Богу. Не просто на словах признавать, что Христос был, и что Он – Богочеловек, что Он может и сейчас сотворить чудо. Нужна практическая жизнь в соответствии с верой. Человек, действительно поверивший в Христа, начинает доверять Ему: потихоньку раскрывается навстречу Богу, учится воплощать заповеди Евангелия в своей жизни, старается действовать так, как Господь говорит. И все это – ради того, чтобы здесь на земле начать жить по слову Божию.

В своей повседневной жизни во всяком деле мы ставим цель, и затем приступаем к действиям для ее достижения. Например, наметили цель поступить в институт, мы нанимаем репетиторов и готовимся. Спланировали летом поехать на отдых с семьей (поставили себе цель), стали изучать место, куда поехать, что можно там увидеть, где остановиться ночевать, во сколько все это обойдется и т.д., и начинаем постепенно намеченное реализовывать: планируем на это время отпуск, накапливать средства, приобретаем билеты... Так и в духовной жизни. Цель определена, – мы должны достичь единства с Творцом, т.е. свой разум и чувства привести к единению с Богом. Имея цель, мы должны к ней двигаться. Начинается этот процесс на земле, а продолжается в вечности. Это движение к вечной жизни мы можем начать только сейчас, в течение этой земной жизни, а не после смерти.

Но что же такое вечность, жизнь вечная? Практически мы этого не знаем. А раз не знаем, что такое вечная жизнь, то есть ли смысл ставить вопрос о ее стяжании или это бессмысленно? Смысл есть, мы не знаем, что она представляет, ибо она, пока человек живет на земле, вне человеческого познания, но она есть, и открывается человеку за границей земной жизни. Мы только знаем о ней, как об обетовании, и Сам Господь нам объясняет: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и Посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Вечная жизнь заключается в познании Бога, в единении с Ним. А знать Бога – это не просто сказать, что Он есть. Настоящее познание происходит через теснейшее единение с Ним. Когда, к примеру, в Священном Писании говорится, что Адам познал добро и зло, то речь идет не о том, что он просто узнал, что такое хорошо и что такое плохо. Это он и так знал, и знал о древе познания добра и зла. Речь о том, что Адам на себе почувствовал, что такое зло, он принял его в себя и соединился с ним. Или, когда «Адам познал Еву, жену свою» (Быт. 4:1) – опять, что он с ней в этот момент познакомился?

В библейском смысле, процесс познания Бога – это приобщение к Богу, то, что мы должны делать в своей жизни. Не просто читать книжки о Боге, а познавать Его в практическом смысле, а Евангелие и творения святых отцов воспринимать как руководство к действию на каждый момент своей жизни. К примеру, встает перед человеком трудная жизненная задача, и он должен решить ее не так, как это было бы ему выгодно с житейской стороны, а как это нужно по Евангелию, как это будет правильно. Евангелие дано нам для того, чтобы мы свои желания сверяли с написанным в нем, и поступали, как говорит Господь.

Это тяжело, поэтому кто-то пытается схитрить, оттянуть этот труд, перенести его на старость, когда грех перестанет интересовать человека. Некоторые рассуждают: «Придет старость, покаюсь и начну жить правильно». Это ошибочное суждение. Если начать заниматься благочестивой жизнью в старости и покаяться, то Бог грехи человеку простит, а развиться в нужном направлении человек не успеет, греховные привычки могут стать его натурой, и человек не сможет искоренить грех из своей жизни и воспринять от Бога те дары, которые Он готов был ему дать. Да и гарантии никто не даст человеку, что он до старости доживет.

Поэтому ко всем, а не только к пожилым людям, обращается Господь: «Следуй за Мной». Апостолы, Жены мироносицы, услышав призыв, пошли за Христом, а богатый юноша, интересовавшийся вопросом, как ему наследовать жизнь вечную, отошел опечаленный. Ему земные интересы были важнее жизни вечной.

 

«Вечерняя Москва»

 

 

 


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru