Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Зачем нам страдать?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Зачем нам страдать? 31.03.2020

Митрополит Климент: Зачем нам страдать?

Как сложно претерпевать горести, даже если это мелкие неурядицы в работе или в семье. Хочется скорее избавиться от неприятностей. Кроме слов утешения, человек нередко слышит от священников такую фразу: «Христианин должен воспринимать собственные скорби как соучастие в страданиях Христовых».

Что означают эти слова? Преподобный Максим Исповедник поясняет их таким образом: Адам в результате грехопадения оказался в ситуации «жизни наоборот». Бог так сотворил человека, что тот сначала должен потрудиться, а потом получить, как результат труда, некое благо, наслаждение, блаженство. Вследствие грехопадения человек перевернул этот порядок с ног на голову: вместо того, чтобы возделывать рай и постепенно достигать совершенства, он вкусил запретный плод, желая сразу же научиться различать добро и зло (см. Быт. 3:5—6). В результате вся его жизнь исказилась: человек зачинается в момент наслаждения родителей, а умирает в муках.

Самим людям выбраться из такого круговорота не под силу. Иисус Христос, Сын Божий, приходит на землю, чтобы спасти человека от греха и восстановить правильный строй жизни. Господь рождается бесстрастно от Пречистой Девы, претерпевает различные искушения, умирает в муках на кресте. Этот труд, не имевший в качестве предшественника наслаждение, даёт результат — воскресение, к которому причастен не только Сам Спаситель, но и приобщены все мы, люди. Теперь каждый человек в таинстве Крещения может умереть для греховной жизни, в которую был рожден через наслаждение, и бесстрастно возродиться от купели для новой, вечной жизни (см. Фил.3:11; Рим. 6:4).

Стойкое перенесение всех трудных обстоятельств: болезни, трудности с жильем и пропитанием, сложности в семье и, наконец, саму смерть — это и есть тот труд, которому не предшествовало наслаждение. Спаситель терпел искушения, поругания, насмешки, отвечая на них только делами милосердия и молитвой, и мы стараемся подражать Его примеру. Следствием этого труда станет воскресение и вечная жизнь с Богом. Вот в каком смысле христианин — соучастник страданий Господа.

Но Крещение не делает автоматически человека праведником. Для любого изменения необходим подвиг. В таинстве Крещения Бог дарует верующему благодать Святого Духа, которая помогает бороться со страстями, отсекать греховные помыслы и побуждения. Христианин призван изо дня в день побеждать воюющий против него грех, перебарывать страстные желания и привычки.

Бог обращается к Каину с такими словами: «Грех …влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Человек привык идти легким путём – путём удовольствия, наслаждения, и он должен очень сильно себя сдерживать, чтобы не поддаться искушению. Грех притягивает и будет манить постоянно, ведь люди заражены им, потому совершить беззаконие бывает легче, чем победить соблазн. Потому архимандрит Тихон (Агриков) и говорил, что, если человек, стремясь спасти свою душу, с болью сердца преодолевает дурные привычки, оплакивает грехи, это можно назвать добровольным мученичеством за Христа. «Знайте, что Господь примет все, наградит и за самую малость», — утешал он верующих в дни гонений.

Понуждать себя двигаться вперёд необходимо постоянно, а помогут в этом пост, молитва, чтение Евангелия и духовной литературы, в особенности святоотеческих книг. Главное, стремиться исполнять прочитанное, в этом особенно важна помощь опытного духовного наставника, который помог бы верующему избежать крайностей.

Скорби — это тоже средство для духовного возрастания, и к нам обращен апостольский призыв стремиться переносить их безропотно, с радостью, и за все благодарить Бога (1Фесс. 5:16—18).

Но ведь Иисус Христос перед крестными страданиями молился до кровавого пота! Где же тут радость? Дело в том, что, в евангельском понимании, радость — это не обязательно улыбка на лице и приподнятое настроение. Радость христианина — это «плод духа» (Гал. 5:22). Она умиротворяющая, тихая, и связана с осознанием, что все люди находятся под покровом Господа и Его защитой. Ни один волос не упадёт с головы человека без ведома Бога (Лк. 21:18, Мф.10:30), тем более не случайно нам посланы различные трудные обстоятельства жизни. Они даются нас с тем, чтобы содействовать нашему духовному возмужанию. Принимая всё горестное именно с таким отношением, мы учимся доверять Богу и становимся ближе к Нему.

Высшую степень утешения в скорбях могут ощутить святые люди. Например, мученик Евстратий Севастийский, претерпевший за веру бичевание, жар огня и многие мучения, сказал, что страдания эти в радость рабам Божиим. Он ощущал что-то непостижимое для нас, потому что чувствовал благодать, которая поддерживала его в испытаниях.

Но не менее мучительными могут быть страдания душевные, которые человек испытывает, когда борется с греховными привычками. На этой неделе в четверг Православная Церковь совершает особое великопостное богослужение, во время которого полностью читается канон преподобного Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Святая подвижница явила христианам пример истинного покаяния, которое заключается не только в исповедании грехов, но и в изменении жизни (ср. Мф. 3:8).

Как открыла сама святая преподобному Зосиме, семнадцать лет она жила в пустыне, борясь с лютыми зверями — своими помыслами. Они были страшнее и голода, и холода, и жажды. То Марии вспоминалась прежняя страстная жизнь, то представлялась разнообразная пища, к которой она привыкла, то разгорался в сердце огонь блудной страсти. Святая оплакивала грехи, «бия себя в грудь» и умоляя Пресвятую Богородицу отогнать мучительные мысли. Иногда настолько тяжело было переносить их, что Мария падала на землю и лежала день и ночь, молясь Матери Божией, пока искушение не проходило. «Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина», — говорила святая.

Подражая образу покаяния преподобной Марии Египетской, и мы в своих скорбях будем учиться доверять Богу, чтобы познать не только радость соучастия Иисусу Христу на Фаворе, где Господь показал Свою Божественную славу, но и на Голгофе, где Он претерпевал муки и смерть ради нашего спасения. Об этом говорит стихотворение архиепископа Иоанна Шаховского:

…Среди людей, средь глада и меча,
Должны пройти мы жизнью верной,
Не опустив усталого плеча,
Неся свой крест любви безмерной…

И только после, в наш последний час,
Когда сойдет благоволенье,
Мы вдруг увидим, что… любили нас.
И вдруг услышим ангельское пенье.

Мы можем принимать участие в страданиях Спасителя, когда мужественно несем внутренний духовный крест и в скорбных обстоятельствах продолжаем поступать по евангельским заповедям. Если ради Господа мы умрем для греха, то, по словам апостола, «веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:8—9).

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru