Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Как будет судить Христос?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Как будет судить Христос? 21.02.2020

Митрополит Климент: Как будет судить Христос?

В дни Великого поста мы будем готовиться к празднику Пасхи, к встрече с Воскресшим Христом. И эта первая встреча проходит здесь на земле, но нас ждет еще одна встреча, более важная – на Последнем Суде, когда все люди без исключения будут судимы Праведным Судьей.

Но разве это справедливо, особенно по отношению к тем, кто в своей земной жизни о Христе даже не слышал, а если и слышал, то не признавал Его Богом?

Не человек дает бытие миру, а Господь. Бог — Автор законов для всего сотворенного Им мира. И человеку Он дает Свои законы, следуя которым люди могут сохранять связь с Творцом в любых условиях жизни. Преподобный Максим Исповедник подчеркивает, что любой Божий закон — естественный, писаный или благодатный — есть у людей благодаря Христу. Ведь именно Он — наш Создатель, Промыслитель, Законодатель и Умилостивитель.

Таким образом, для человека альтернативным является выбор не одного из Божиих законов, а либо следовать хотя бы одному из них, либо жить по «своим правилам». Поскольку Источником всех этих законов является Бог, то и судиться каждый человек будет по Его закону, а не по своим надуманным представлениям и перечнем прав. Именно Христос из всех людей, когда-либо живших на земле, примет только тех, кто жил по голосу совести или по Декалогу, или по евангельским заповедям.

Миллиарды людей рождались и жили на земле в разное время и в разных условиях! У одних все было в достатке, другие прозябали в нищете. Одни верили в Бога, безропотно переносили тяготы жизни и гонения ради Него, другие оставались равнодушными к вере, жили по принципу – «бери от жизни все» или противились Христу, считая себя атеистами. Кто-то даже не слышал Имени Божьего, а всю жизнь поклонялся идолам по примеру предков. И все это огромное количество столь разных людей будет судимо на Суде Христовом по одному критерию.

Этот критерий назвал Сам Господь — принесший в наш мир Свет и сказавший, что «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 20—21). Святитель Игнатий (Брянчанинов) поясняет, что порочные люди отвергают Христа, потому что Он повелевает оставить возлюбленный ими грех, и наоборот, добродетельные люди притягиваются ко Христу, потому что в Нем заключены полнота и совершенство любой добродетели.

Языком символов и красок эта же мысль отражена на древней иконе «Сошествие Христа во ад». Мы видим множество истомившихся людей, которые дождались Христа, спустившегося в ад, чтобы разрушить его навеки. Господь в сияющих золотых одеждах, от Его фигуры исходит свет Божественной любви и благодати. В великой радости люди протягивают к Христу руки, молят вывести их из мрачной преисподней. И в ответ Господь протягивает им Свои руки.

В нижней же части иконы, в разломах адских темниц, на темном фоне еле заметны маленькие черные силуэты людей, стремительно убегающих еще глубже в адский мрак от слепящей их души благодати, исходящей от Христа. Чернота их фигур символизирует ту тьму грехов, злые дела, которыми наполнились их нераскаянные души. Эти люди написаны на иконе в гораздо меньшем масштабе, чем праведники, что также указывает на отсутствие в них добродетелей. У грешников нет желания раскаяться в своих неправдах, их души измельчали. Свет Христовой благодати их не радует, не согревает, а мучает, жжет, палит, обличает их совесть, поэтому они стремятся спрятаться в кромешную тьму, в надежде, что сияние Божественного света там менее ощутимо.

Так будет и на Страшном Суде. Когда Христос откроется каждому, человек, в зависимости от того, как он жил, либо пойдет к Христу, либо побежит от Него. Христианин, который был грешником и любил грех, побежит от Христа реального, а не придуманного им образа. Если же человек не знал Христа в своей земной жизни, но жил по естественному закону: стремился к добру, выбирал правду, пытался поступать по совести, — такой увидит в Господе полную реализацию этого добра, и пойдет к Христу как к Той Истине, к Которой стремился в жизни. Во Христе ветхозаветный праведник узнает своего Законодателя, и возрадуется воплотившемуся Богу, Которому служил всю жизнь.

А если человек не соблюдал никаких законов, не знал ни писаного, ни Евангельского закона, жил вопреки естеству, то есть сознательно и непрестанно попирал совесть, если «высшим законом» для него были только его собственные желания и амбиции? Ведь человек, как пишет апостол Павел, может даже сжечь свою совесть. Такой человек будет судим по своей загубленной совести, по тому, что он с ней сделал. Ведь не родился же он с такой совестью, а своими поступками привел ее в разоренное состояние.

Человек может родиться с тяжелой наследственностью. Но и в этом случае он может усугубить грех, к которому чувствует влечение, а может противостать ему. Игумен Никон (Воробьев) призывал в письмах своего духовного сына, страдавшего недугом алкоголизма, бороться со своим грехом хотя бы малым снижением своей «нормы»: выпить, например, не пять рюмок, а четыре, три, и далее уменьшая потребление вина.

В подобных ситуациях Господь смотрит на намерения человека: боролся ли он против своей страсти, или оправдывал себя и добровольно усугублял свой грех. Если человек пытался делать хотя бы малейшие шаги к исправлению, они будут оценены Богом гораздо выше, чем подвиги человека, не отягощенного этой страстью. Каждый человек, даже с тяжелой наследственностью, свободен в плане спасения. Он волен выбирать путь к свету или во тьму каждым своим поступком, день за днем формируя свою судьбу в вечности.

Страшный суд будет праведным, и никто не возразит против того, как будет судить Христос, ведь «Он всезнающ и всевидящ. Все, от самого крупного до самого мелкого в нашей человеческой жизни... Ему известно до последних тонкостей», — писал преподобный Иустин (Попович).

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru