Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Ценности материальные и вечные

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент:  Ценности материальные и вечные 31.01.2020

Митрополит Климент: Ценности материальные и вечные

Когда спрашиваешь, почему супруги не хотят больше иметь детей, они часто отвечают: «Боимся не обеспечить им достойную жизнь». Что они имеют в виду, рассуждая так. Чаще всего «достойной жизнью» подразумеваются материальные блага.

Немало людей уверены, что, если они покупают ребенку дорогие игрушки, оплачивают ему поездки на отдых, обучение в вузе, то делают это для его благополучного будущего. «Построить дом, посадить дерево и вырастить сына», — любят приводить такие слова, описывая план собственной жизни. Но насколько важно, прежде чем родить детей, покупать им жилье и засаживать участок плодовыми деревьями? Как воспитывать и сколько нужно вкладывать в ребенка, чтобы обеспечить ему эту «достойную жизнь»?

Супруги построили двухэтажный дом, разбили цветники, развели скотину — все это делали для горячо любимого единственного сына. Отец и мать были уверены, что оставят ему в наследство крепкое хозяйство. Так и случилось, когда они попали в автомобильную катастрофу. Все досталось сыну, но нет родительских рук, которые вели все хозяйство. Вскоре сад и огород заросли, — молодой мужчина был не приучен к физическому труду. Та живность, которая была в хозяйстве была распродана, а дом пришел в запустение.

Сын особой специальности не имел, перебивался временными заработками, но еще с юности был посетителем местных заведений, где с друзьями проводил время. Алкоголь был его пристрастьем, но отец и мать, занятые строительством дома, не замечали этого. А тут еще пришла беда. Когда он ремонтировал в пьяном угаре отопление, случился пожар. К счастью, его самого удалось спасти, а дом — плод стольких родительских усилий, превратился в развалины. И что же родители оставили сыну? Важнее оставлять навык жизни, чтобы самому построить дом, создать семью. В чине венчания есть такие слова, обращенные к брачующимся: вы счастливы будете тогда, когда увидите добрыми ваших внуков.

Помню и другой случай, когда родные братья бросались друг на друга с кулаками, а сестры вцеплялись друг другу в волосы при разделе наследства: земли, квартиры и другого имущества. Каждый хотел выхватить лакомый кусок для себя, думая: «Счастлив тот, у кого участок шире, дом больше». Но ситуация в стране резко изменилась. В родном поселке с работой стало плохо, они постарели, а дети, повзрослев, разъехались по разным городам. Земля, дом оказались никому не нужны.

Приведу еще пример. Мать-одиночка делала все, чтобы дать сыну хорошее образование. Она работала на двух работах, чтобы обеспечить сына, и денежно поощряла отличные оценки. В старших классах мальчик успешно сдал экзамены и перешел в гуманитарный класс гимназии. Мать оплачивала дополнительные курсы при университете, услуги репетиторов. В результате юноша блестяще окончил факультет иностранных языков в престижном вузе. А когда через несколько лет знакомые спросили ее, как дела у сына, та призналась: он нигде не работает, лишь изредка занимается переводами. Уже не один год они жили вдвоем на ее пенсию.

Нет никаких сомнений, что к родительским обязанностям нужно подходить ответственно. Безусловно, отец и мать должны заботиться о детях, их образовании, материальном обеспечении. Только обязательно необходимо выстроить правильную иерархию ценностей: получение образования не должно стать целью. Главное – каким станет ребенок, когда вырастет, что будет его жизненным приоритетом. Не стремление к обретению земных благ, должно быть смыслом жизни, а он должен стать добрым христианином, способным к трудовой жизни, любящим супругом и отцом.

Святитель Василий говорил, что никакое накопленное добро не сделало человека добродетельнее и чище. Напротив, многие злоупотребляют земными благами и используют их для совершения греха, умерщвляющего душу человека (Иак. 1:15). Страстность и себялюбие наполняют сердце, и такие люди думают только об удовлетворении своих потребностей, забыв о родителях, о своей семье. Разве этого родители желают детям?

Так как же быть с домом и деревьями, без которых «программа жизни» кажется невыполненной? Вот как об этом писал мудрый и могущественный царь Соломон: «Я предпринял большие дела: построил себе домы, …устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева… И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме» (Еккл. 2:4, 5, 9). И что же? Далее царь пишет, что посмотрел он на все труды свои и понял: «все — суета и томление духа, и нет [от них] пользы под солнцем!» (Еккл. 2:11)

Святитель Иоанн Златоуст, приводя эти строки, призывает прислушаться к опыту царя Соломона. «Последуем ему, — говорит святитель, — и обратимся к тому, в чем нет суеты, где истина… Возлюбим, умоляю вас, преискренне Бога».

Человеку, уповающему во всем на Господа, нечего страшиться, что он что-то не приобретёт из временных благ, или упустит шанс получить удовольствие, ведь придет время, и земное жилище наше разрушится, завершится временная жизнь, мы обретем «жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Христос говорит, что тот, кто сам совершает добрые дела и учит их совершать детей «великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). Мы же, научив детей жизни с Богом, обретаем в них молитвенников за нас.

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru