Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Универсальное счастье

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Универсальное счастье 24.09.2019

Митрополит Климент: Универсальное счастье

В очерке Владимира Короленко «Парадокс», написанном в 1894 г., есть такие слова: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Эта фраза, ставшая крылатой, имеет глубокий смысл. В желании быть счастливым нет ничего предосудительного, оно присуще каждому нормальному человеку. Вопрос только в том, что для нас является счастьем.

Сейчас многие думают, что счастье приносят большие деньги, за которые можно себе позволить любые развлечения, купить квартиру, поехать отдыхать за границу и т. п. В кинофильме «Доживем до понедельника», который снял режиссер Станислав Ростоцкий в 1967 г., старшеклассник написал всего одно предложение в сочинении на тему «Что такое счастье?». Юноша не связывал его ни с чем-то материальным, ни с тем, что приносит удовольствие. Он выстрадал свое мнение и ответил кратко: счастье — это когда тебя понимают.

Бывает, что за счастье люди принимают удовлетворение какой-либо страсти: самолюбия, ненависти, похоти, жажды славы или власти. Есть такая шутка: «Счастье, когда у других хуже, чем у тебя». Здесь надо уточнить, что это «счастье» завистника. А в утверждение: «счастлив тот, кто ни в чем не нуждается», — надо добавить слово «эгоист». Ведь он думает только о себе, и нужда другого человека не печалит его сердце.

В очерке «Парадокс» Владимира Короленко фразу о счастье говорит безрукий калека и продолжает: «Только не каждое счастье создано для него». Для этого человека не существует счастья пользоваться руками, а мы даже не воспринимаем эту возможность как счастье. Но оказывается, что даже с таким тяжелым физическим недостатком человек может быть счастлив.

Есть ли счастье универсальное, истинное, созданное для каждого человека? Да, оно есть, именно для него человек и создан, как птица для полета. Об этом счастье сказано в Евангелии. Оно не только подарено Христом любому человеку, но и неуничтожимо, неиссякаемо, его нельзя потерять из-за болезни или внезапной бедности. Даже со смертью человека оно не исчезает, а продолжается в вечности.

Это счастье названо особым словом — «блаженство», чтобы не путать с временной радостью, которая проходит, когда утрачивается ее источник: купил человек машину и счастлив, пока она не сломалась; отомстил обидчику и счастлив, пока не начались угрызения совести.

Истинное счастье не исчезает, если только человек сам не отказывается от него по своей воле, подобно гонителям Христа, у которых Его проповедь и чудеса вызывали только злобу и ненависть.

Евангельское блаженство — счастье быть с Богом и пребывать в вечном Боге — может быть у любого человека, и к тому же его нельзя отнять. Для этого счастья Бог создал человека, и кто не познал счастье во Христе, тот не был по-настоящему счастлив. А люди, которые пошли евангельским путем и обрели единство с Богом, — это все святые от апостолов и мучеников первых веков христианства до наших дней, кто примером своей жизни и даже смерти свидетельствуют, что ничто в мире не способно разлучить их от любви Божией (ср. Рим. 8, 35—39).

Не подумайте, что я призываю отказаться от всего, что дает современная цивилизация. Наоборот, надо жить полноценно, развиваться, расширять свой кругозор, получать образование, осваивать профессиональные навыки, создавать семью, познавать радость отцовства и материнства, растить детей и внуков. Это нормально. Но главное, не забывать, что истинное счастье — это быть со Христом, и стремиться к этому. И благо, если на примере вашей жизни об истинном счастье узнают ваши дети.

Вечерняя Москва

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru