Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Шаг к Богу

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент:  Шаг к Богу 12.10.2018

Митрополит Климент: Шаг к Богу

В своем послании к римским христианам апостол Павел пишет: «Братья… представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12, 1). Но что происходит в нашей жизни, – мы стараемся душой предстоять перед Богом, возносить к Нему свой ум в молитве. А апостол ведет речь о теле. Как человек может предоставить свое тело в жертву Богу?

В античные времена, когда жил апостол Павел, в философии душа и тело противопоставлялись друг другу. Можно было, вслед за эпикурейцами, сказать: телом я буду получать все наслаждения жизни, а душой славить Бога. Поэтому Апостол поясняет: то, что душа должна быть направлена к Богу, это и так подразумевается. Но надо еще и тело посвятить «разумному служению» Богу, оно не должно быть на задворках нашего подвига.

Как же это реально понять – предоставить Богу свое тело в жертву? Прежде всего человек должен воздерживаться от греха. Не только душа должна уклоняться от греховных помыслов, но человек должен беречь и тело от греховных дел. В качестве примера апостол указывает на блуд. Он говорит: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6, 18). Но не только блуд является грехом против тела. К телесным грехам относятся и объедение, и пьянство, то есть все, что приносит телесное наслаждение. Поэтому апостол и говорит, что христианин не только душой должен быть чистым, но и тело беречь от осквернения.

Святитель Феофилакт Болгарский, говоря о «разумном» служении Богу, указывает, что оно заключается не только в том, «чтобы обращаться посредством слова, но и в том, чтобы жить по-христиански, чтобы не царствовала в нас никакая бессловесная страсть, но всем управлял ум». Христианин должен очистить себя, должен искоренить «кроющееся внутри себя зло, представляя себя всегда стоящим пред Богом и трепеща от страха при всяком действии и слове подобно первосвященнику, предстоящему у жертвенника Божия».

Очень важную мысль озвучивает апостол Павел в одном из своих посланий. Он говорит, что наши тела являются храмами Духа Святого. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6, 19). Отсюда проистекает отношение к телу: Дух Святой вселяется в человека и освящает не только его душу, но и тело. Это происходит по той причине, что человек является единым духовно-телесным существом.

На основании этого единства мы почитаем мощи святых. Душа святого пребывает с Богом, а мощи святого, которым также присуща Благодать (сила, которую святой стяжал от единения в земной жизни с Богом), остаются на земле. И мы видим, что от них совершается множество чудес, ибо Бог действует и через останки святого. И апостол Павел говорит, что тело нужно посвятить Богу точно так же, как и душу. Если обратимся к книге Апостольских Деяний, то увидим, что платки, которыми опоясывал свое тело апостол Павел, исцеляли болящих, и даже тень апостола Петра исцеляла людей. Это все происходило по той причине, что не только душа человека освящается Духом Святым, но и тело.

Вот, к примеру, сейчас привезли мощи святого Спиридона Тримифунтского, и люди из разных мест приезжают, поклоняются им и получают исцеление. Но некоторые спрашивают: «Хорошо, но как это действует? Я приехал, приложился к его мощам, и во мне что-то должно поменяться? Я стану лучше или моя жизнь станет лучше? А если в соседнем храме есть частица мощей этого святого, ехать ли? И тому, кто не поехал, святой Спиридон уже не будет помогать?»

Так это не работает: «поехал, приложился – и что-то сразу изменилось». Человек едет к святыне не просто так, приложиться «на всякий случай», чтобы ему что-то хорошее от этого было. Человек едет с верой, он готов понести подвиг, взять на себя духовный и телесный труд. Начать с того, чтобы встать в четыре часа утра, а в пять уже выехать. Для большинства людей это большой аскетический подвиг. По вере человек готов пожертвовать своим отдыхом, потратить свой выходной день, провести в очереди какое-то время, потерпеть искушения, которые непременно будут, потерпеть усталость, постараться молиться в той же очереди, а не праздно беседовать с попутчиками. Всю дорогу у него мысли устремлены к святому, он грехи вспоминает, каясь в них. Наверняка и по пути, если все в автобусе едут к мощам, будет общая молитва. Это не развлечение, а серьезное духовное усилие.

Если человек готов этот день посвятить духовной работе над собой ради веры и надежды на святого, помолиться ему, попросить у него помощи в своей духовной жизни, даже может быть в каких-то земных нуждах – это и будет хорошо, ради этого и совершается поездка. Человек делает шаг к Богу, приближается к Нему, становится более способным к восприятию Божией Благодати. Благодать сможет коснуться его сердца, подготовленного молитвой, духовным и телесным трудом.

Человек, который не поехал к мощам святого, не лишается его помощи. Это у мусульман один из пяти столпов ислама требует, чтобы мусульманин обязательно совершил хадж (посетил Мекку), как минимум один раз в жизни. В православии такой заповеди нет. Совершить паломничество в Иерусалим, в Дивеево или куда-то еще – это личный подвиг. Все это остается на усмотрение человека. И когда мы говорим о том, почему люди готовы встать в четыре утра, чтобы поехать в храм Христа Спасителя, хотя они могут встать в девять часов и спокойно сходить в соседний храм и там приложиться к мощам – вопрос именно в том, что человек хочет предпринять духовный подвиг. Понятно, что мощи одни и те же, святой один и тот же, молиться можно в любом месте, но тут ценен не сам по себе акт прикосновения к мощам, а вера человека и желание совершить подвиг – пожертвовать временем и приложить усилия. Все отношения с Богом у человека основаны на вере и добровольном жертвенном подвиге. Без жертвы – никуда, что со стороны Бога, что со стороны человека. Правильные отношения человека и Бога, человека с другими людьми невозможны без самопожертвования.

Можно и дома встать в четыре утра, прочитать канон, акафист, кафизмы Псалтири, потом пойти в ближайший храм, помолиться и приложиться к мощам – таким вот образом понести духовный подвиг. Это будет равнозначная жертва, но сделать это сложнее, больше возможностей уклониться от задуманного благого дела, поберечь свое тело, оставить его в теплой постели, порешать какие-нибудь домашние дела, а если и пойдем в храм, то по пути забежать в магазин, а там...

Именно этим и ничем иным объясняется то, что, казалось бы, много есть частиц мощей того или иного святого, но в то же время, когда привозят его мощи из дальних стран и весей, многие христиане готовы предпринять большие усилия, потрудиться душевно и телесно, чтобы «посетить» святого и пообщаться с ним.

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru