Издательский Совет Русской Православной Церкви: Почему погибла финикийская цивилизация?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Почему погибла финикийская цивилизация? 17.06.2016

Почему погибла финикийская цивилизация?

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

Не совершается на земле ничего бессмысленного, случайного. Это относится к судьбам как отдельных людей, так и целых народов. Конечная цель действий Божиих в этом преходящем мире — блаженство всего творения в вечной жизни со своим Творцом. Так было и при завоевании потомками Авраама земли обетованной — Ханаана, или Древней Финикии.

В Библии сказано, что Господь повелел Своему народу, которому эта земля была предназначена во владение, полностью уничтожить племена, которые ее населяли. Чтобы лучше понять смысл этого повеления, обратимся к предыстории богоизбранного народа. Его родоначальнику — патриарху Аврааму Бог явился в тонком сне и возвестил, что его потомки проведут в плену четыреста лет и тогда только вернутся в обещанную им землю, которую к тому времени будут занимать разные языческие племена, в частности аморреи (см. Быт. 15, 12—21).

Почему Бог не сразу исполнил Свое намерение? Прежде всего, потомкам Авраама требовался столь долгий срок, чтобы опытно познать собственное бессилие в противостоянии другим народам, осознать необходимость постоянно призывать на помощь Бога — Единственного, Кто способен сохранить от уничтожения. Как только они обратились к Нему, возопили о спасении от рабства у египтян, безжалостно убивавших даже грудных младенцев, Господь послал им избавление через пророка Моисея.

Но была и другая причина продолжительной отсрочки исполнения обетования. Господь открыл ее Аврааму, сказав, что «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15, 16). О чем шла речь? Вероятно, в среде аморреев и других представителей финикийской цивилизации были люди, способные слышать свою совесть, которая оберегает душу человека от погружения в грех и распада, в каких бы условиях он ни жил. И пока оставались такие праведники в Ханаане, Господь оберегал жизнь остальных людей в надежде на их исправление.

В Содоме и Гоморре Господь искал, но не нашел таких людей, а в Финикии такая ситуация сохранялась несколько веков. И все это время ради праведников Он щадил всех. Но со временем людей, живших согласно закону совести, не прибавлялось, а становилось все меньше, пока зло в их среде окончательно не возобладало над крупицами добра.

Когда же мера беззаконий народов, населявших Ханаан, наполнилась до предела, к их цивилизации приблизился апокалипсис, как и к цивилизации майя. Если в Центральной Америке орудием Божией правды послужили конкистадоры, то в Финикии им стали потомки Авраама. Они выступили как меч Божий, посредством которого Бог совершил Свой суд над людьми, коснеющими в жестокости и порочности.

Из Священного Писания известно, что избранный Богом народ не был настолько свят, чтобы заслужить владение землей обетованной. Но в среде потомков Авраама было достаточно людей праведных, подобных Моисею, Иисусу Навину, Халеву, чтобы сокрушить нечестивые народы. Господь прямо говорит, что не ради праведности отдает им эти земли, а стирает ханаанские народы с лица земли за нечестие и беззакония (см. Втор. 9, 5).

Впоследствии римляне по той же причине сокрушили Карфаген — форпост финикийской цивилизации в Северной Африке, где сохранялся культ, допускавший человеческие жертвоприношения, что без преувеличения можно расценивать как сатанизм, какие бы цели он ни преследовал. Наблюдавшие крайнее развращение финикийцев римляне посчитали, что такая цивилизация не только не имеет права существовать, но ее надо лишить возможности влиять на другие культуры. Достичь этого можно было только одним путем – не оставив в живых ни одного из носителей этого зла: ни тех, кто его творит, ни тех, кто помнит об этом и может снова воспроизвести. Фраза Катона Младшего «Карфаген должен быть разрушен» вошла в употребление для обозначения необходимости истребления чудовищного, запредельного зла.

Итак, жизнь одних людей Бог пресекает ради их же спасения, ибо смерть для них — последнее средство, способное что-то изменить в их вечной судьбе. Других Господь уничтожает для пресечения зла в мире. Эти люди не только безнадежны для спасения, они опасны для других, ибо погружаясь во зло, транслируют его другим народам.

Для народов Ханаана, которых было велено уничтожить, принесение в жертву людей было не только допустимо, но и воспринималось как норма. В Библии упоминается, как царь моавитян совершил жертвоприношение своего первенца на глазах у воинов, осаждавших его город (см. 4 Цар. 3, 26—27).

Ханаанская культура и все ее носители должны были по повелению Божию быть уничтожены ради сохранения заселивших эти земли потомков Авраама, которые нередко подпадали под влияние сохранившегося языческого нечестия (см. 4 Цар. 16, 3; 2 Пар. 28, 3). Неслучайно Господь предупреждал их: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии» (Втор. 18, 9). Ведь именно потомкам Авраама была поручена особая миссия, касающаяся судьбы вечного спасения всех народов – сохранение Откровения о Боге, и было важно, чтобы истинное Боговедение, хотя бы в виде малого ручейка, сохранилось чистым до пришествия в мир Спасителя.

Почему же эта благая цель достигалась методами, неприемлемыми с точки зрения современного гуманизма? Английский писатель Джон Толкин написал: «Если ты не можешь дать человеку жизнь, как ты можешь ее забрать?». Но Бог может дать человеку и жизнь, и воскресение. Господь — полноправный Судья и Властелин не только жизни, но и смерти, ибо в Его власти и то, и другое. Человек не может воскресить другого человека своей силой, поэтому он и не должен убивать. Прерогатива решать вопросы жизни и смерти принадлежит только Богу.

Творец доверил нам выбор между добром и злом. Он хочет, чтобы мы по своей воле исполняли Его волю, ибо в этом заключается наше благо. Ради достижения этой цели Господь может предпринять любые меры, даже отнять временную жизнь с тем, чтобы дать человеку возможность ожить духом, оставляя неприкосновенной его свободу. И если Бог доверяет людям, то и нам надо учиться доверять Ему и не посягать на Его свободу.

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru