Издательский Совет Русской Православной Церкви: Не мягкое милосердие

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Не мягкое милосердие 10.06.2016

Не мягкое милосердие

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

Во времена, когда Спаситель вместе с апостолами ходил по Палестине, Понтий Пилат жестоко расправился с восставшими против римского господства бунтовщиками, убив их прямо во время священнодействия, когда приносилась жертва Богу. Это смутило верующих, и они обратились за разрешением своих недоумений к Иисусу Христу. Он ответил им: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 2—3).

Ситуация, когда, казалось бы, Бог поступает жестоко, неоднократно повторяется в ветхозаветной истории. Так было и с жителями Содома и Гоморры. Жители этих цивилизованных городов вели настолько нечестивый образ жизни, что сделали себя совершенно неспособными к спасению. И Богу пришлось применить последнее, самое серьезное лекарство — насильственную гибель этих духовно мертвых людей, чтобы положить предел злу.

При этом Бог долго терпит и ждет, когда люди одумаются и исправятся. Господь не применяет крайних мер, пока среди множества грешников есть хотя бы единицы, живущие праведно, и сохраняется надежда на исправление остальных. Однако, подчеркивая, что нельзя принимать долготерпение Божие за безнаказанность, Христос завершает упомянутую беседу притчей о смоковнице, которую хозяин сада велел срубить как неплодоносящую, но садовник уговорил его повременить, обещая особо ухаживать за нею «не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13, 9).

Подобно этому садовнику, просил Господа патриарх Авраам о помиловании жителей Содома и Гоморры (Быт. 18, 23—32). В одном из этих городов жил племянник Авраама Лот, которого тот воспитывал как своего родного сына. И Господь обещал, что помилует всех ради пятидесяти, сорока и даже ради десяти праведников, живущих в этих городах. В чем причина такой милости?

Очевидно, праведные люди связаны с остальными жителями города. Они выросли и живут среди них, и потому существует надежда на духовное преемство, возможность пробуждения совести остальных сограждан под действием примера святой жизни нескольких человек. Ради этой возможности Бог помиловал бы всех. Надо было только, чтобы там оставалось это минимальное число праведно живущих людей, сдерживающих общую ситуацию полного поражения грехом. Поэтому и слышит Авраам великодушный ответ. Если найдется хотя бы десять праведников, то Бог их сохранит, а вот если нет и десяти — тогда нет смысла продолжать земное существование этих людей, преемства добра не будет, продолжится только усугубление греха.

Десяти праведников на два огромных города не нашлось, и Господь вывел из Содома только праведного Лота с семьей, как ранее спас от потопа праведного Ноя. Все остальные горожане и почти спасшаяся жена Лота погибли – не потому, что были самыми грешными, а потому, что никто из них не каялся. Всех их полностью устраивало существование без Бога и Его законов. Так что, как и в дни потопа, со стороны Творца это был одновременно и акт пресечения зла, и акт милосердия к погибающим людям.

Современному человеку это кажется жестокостью. Ведь каждому хочется, чтобы «здесь и сейчас» было комфортно, чтобы жилось без страданий и мучений, а что его ждет в будущем — после смерти, ему не так важно. Бог же видит человека из перспективы вечности. Его главная задача — сделать человека способным к жизни в Царстве Небесном, в вечном блаженстве. Господь «не отмахивается» даже от упорного грешника, не желающего спасаться, не бросает его на произвол судьбы, а использует все шансы до последнего, чтобы привлечь его к Себе.

Проявление Божественного милосердия бывает разным, в зависимости от самого человека. Если это требуется, оно может быть совсем не похоже на «мягкое поглаживание». Порой Божие милосердие обнаруживается в весьма жестких обстоятельствах, потому что не Господь так жесток, а люди привели свои души в столь горестное состояние, что самостоятельно, без жестких мер уже не могут из него выбраться. Им нужна Божественная хирургия. Когда раненого оперируют без наркоза в полевых условиях, он страдает от нестерпимой боли и никаких добрых чувств к тем, кто его режет, не испытывает. Но потом он понимает, что для него это был единственный способ остаться в живых, и благодарит хирурга, излечившего таким «жестоким» способом его тело.

Бог же есть Врач не только тела, но и души. Он знает, кому какие методы лучше подойдут для излечения. Никто из нас не застрахован от бед, несчастий и даже ужасной мучительной смерти. Но мы должны понимать, что, если Господь и попускает это, то делает все ради нашего блага, чтобы мы могли получить в вечной жизни как можно больше радости.

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru