Издательский Совет Русской Православной Церкви: В поисках человека

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В поисках человека 20.05.2016

В поисках человека

Когда-то древнегреческий философ Диоген солнечным днем ходил с зажженным фонарем и на недоуменные вопросы отвечал: «Ищу человека!». Его окружало множество людей, но все они были обывателями, грешниками, а философ искал идеального человека, истинного мудреца.

Господь становится истинным Человеком, чтобы отыскать грешников, которые покинули Его, ушли в страну далече и пасут там свиней — свои греховные страсти и вожделения, изредка получая скудную пайку временного удовольствия. Им невдомек, что впоследствии это наслаждение обернется для них великой бедой, люди стараются просто не думать об этом. «Живи здесь и сейчас!» — призывают человека такие же недалекие «пастухи».

И тогда Творец всего существующего — Тот, Кто одевается светом, как одеждою, и простирает небеса, как шатер (см. Пс. 103, 2), облекается в рубище падшего человеческого естества и во всем, кроме греха, становится подобным Своему созданию, чтобы дать ему шанс обрести жизнь, наполненную высшим блаженством. Христос воспринимает в Свою Ипостась человеческую природу и в Себе Самом исцеляет ее, воскрешает и возносит к Отцу, в Его Небесное Царство. Ибо только там, в единстве с Богом, возможно истинное, духовное, непреходящее наслаждение для человека.

Лестница, открывшаяся в видении патриарху Иакову, по толкованию святителя Кирилла Александрийского, является образом этого схождения и восхождения Сына Божия. Нетварный Господь сошел с Небес на землю, в сотворенный Им мир, в человеческую историю и нераздельно с преображенной человеческой природой восшёл на Небо.

Надо заметить, что святые отцы, размышляя над библейской историей о видении патриарха Иакова, видят в нем и другие глубокие символы новозаветных откровений.

Христос, сказавший: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9), по мнению сирийского богослова IV века Иакова Афраата, и есть те самые Врата небесные, о которых говорит Иаков по пробуждении от сна (Быт. 28, 17). И вся увиденная патриархом лестница также представляет собой «образ нашего Спасителя, ибо Им восходят праведники от нижних к вышним», — признавал епископ Афраат.

Лестница в небо — это и образ спасительного пути следования ко Христу, поскольку Господь произнес: «Я есмь путь... никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Человек, шествующий этим путем, то есть следующий своей истинной природе, всегда ищет Бога, стремится соединиться с Ним. В ответ на усилия человека Господь идет ему навстречу и открывает Себя — Источник несказанного блаженства.

Вместе с тем восхождение Христа в Небесное Отечество совершилось через крестные страдания и смерть. Так что лестница Иакова является также прообразом Креста Христова. «Опершийся об лестницу Господь, — писал святитель Кесарий Арелатский, — образ Христа на кресте». Подобную мысль столетием ранее высказал святитель Хроматий Аквилейский: «Лестница, утвержденная на земле и касающаяся неба, есть крест Христов, через который нам открыто место на небесах и который истинно ведет нас к небесам».

Господь вочеловечился, принял крестную смерть и воскрес — сделал все, чтобы вернуть человеку истинное блаженство, которое возможно только с Богом. Но человек не хочет этого понимать. Вкус свиных рожков более привлекателен для него, и он упрямо скрывается от Бога, как когда-то прятался Адам. Люди продолжают искать маленькие временные радости, забывая, что впереди у них вечность.

И современная эпоха — не исключение. Во все времена людям «легче падать, — писал еще в конце IV века блаженный Иероним Стридонский, — ибо в восхождении — огромный труд и много пота», потому что наша воля постоянно уклоняется от пути спасения — исполнения воли Божией, в своеволие: жизнь по своим хотениям и страстям, ради получения земных наслаждений.

Единственным человеком, с самого начала жизни предавшим в руки Божии всю свою волю без остатка, является Пресвятая Богородица. По собственному расположению Пречистая Дева Мария реализовала данную ей свободу согласно воле Творца. Благодаря глубочайшему смирению Она смогла послужить воплощению Бога Слова, соединив небо и землю, являя еще один из образов лестницы в небо, о чем и Церковь поет в акафисте Пресвятой Богородице, называя Ее лествицей небесной, «Еюже сниде Бог», и мостом, приводящим «от земли на небо».

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru