Издательский Совет Русской Православной Церкви: «Безобидных» грехов не бывает. Как проходить исповедь

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
 «Безобидных» грехов не бывает. Как проходить исповедь 26.03.2016

«Безобидных» грехов не бывает. Как проходить исповедь

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

Покаяние, то есть духовное и нравственное возрождение человека, — это процесс, совершаемый Богом совместно с самим кающимся. При этом внутреннее перерождение человека может совершить только Господь, именно Он животворит Свое умерщвленное грехом создание для вечной жизни. Происходит это незримо, таинственно, но вместе с тем абсолютно реально.

Бог производит в человеке изменения мистического порядка. В Церкви они называются — Таинства. Исповедь является одним из них. И человек на исповеди должен об этом помнить, что, стоя перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие, он предстоит перед Самим Христом.

На исповеди нет смысла лукавить, оправдываться или утаивать что-либо, ибо Бог все знает и ждет нашего раскаяния. Принимающий исповедь священник только свидетель покаяния и в то же время молитвенник за кающегося. Совершает Таинство Сам Господь. Об этом свидетельствуют слова молитвы, читаемой священником: «Сам, Владыко, ослаби, остави, прости грехи, беззакония, согрешения вольная и невольная... раба Твоего», — и еще: «Сам яко благ и незлобивый Владыко, сего раба Твоего словом разрешитися (освободиться от греха) благоволи».

Главным в покаянии является осознание своей вины (греховности) и твердое намерение не возвращаться к греховным поступкам, действиям, желаниям и мыслям, т.е. ко всему тому, что противоречит Евангелию. Приступая к исповеди человек должен возненавидеть грех и быть исполненным решимости оставить греховную жизнь и поступать праведно (жить правильно), тогда он становится способным к восприятию благодати Христовой.

Если исповедующийся не раскаивается в глубине своего сердца, не имеет желания отказаться грешить в своей жизни, то покаяние не совершается по его вине. Выискивание оправданий, умаление значимости греха, высказывания типа «сейчас такое время», «все так живут, не один я грешный» и тому подобное — все это свидетельствует о неготовности человека быть с Богом, и его душа не обновляется для новой жизни со Христом.

Желающий исповедоваться должен заблаговременно настраиваться на исповедь, в Таинстве требуется его сосредоточенное участие, и приходить он должен к началу исповеди. Нельзя признать приемлемой практику, когда человек исповедуется во время Божественной литургии, особенно когда совершается Евхаристическая молитва. Одновременное участие в двух Таинствах невозможно. Надо стараться исповедоваться накануне вечером, а если утром, то до начала Литургии.

Полноценное участие в Таинстве подразумевает присутствие кающегося при чтении всего последования молитв, читаемых священником перед исповедью. Эти молитвы являются неотъемлемой частью Таинства и помогают обрести покаянный настрой. Всем приступающим к исповеди необходимо вслушиваться в каждое слово читаемых молитв, а священник должен их читать ясно и полностью. Ибо Таинство совершается не только, когда христианин открывает свои грехи, но и когда священник молит Бога о прощении кающегося и воссоединении его с Церковью.

Лучше ходить на исповедь к постоянному священнослужителю, духовнику. В таком случае принимающий исповедь священник будет знать нравственное состояние и уровень духовного развития исповедника, его окружение и бытовую среду. Это позволит дать более точное, «адресное» духовное наставление кающемуся и при необходимости подсказать ему и поддержать, с тем, чтобы он в своей духовной жизни шел «царским путем», избегая вредных для него крайностей.

Духовник должен разъяснять исповедующимся важность покаяния для правильной христианской жизни. «Незначительных» и «безобидных» грехов не бывает. Любой грех, независимо от тяжести, опасен тем, что он удаляет человека от Бога и отлучает от Его Церкви. Опасность «маленьких» грехов в том, что человек их забывает.

К преподобному Антонию однажды пришли две женщины. По дороге к старцу одна постоянно сокрушалась о своем великом грехе, а другая самодовольно говорила, что у нее грехи маленькие. Встретив их, старец велел первой пойти и принести ему большой камень, а другой — набрать мешочек мелких камешков. Когда те выполнили поручение старца и вернулись, то он сказал им: «Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли». Женщина с большим камнем ответила: «Отче, я помню, где его нашла». А другая взмолилась: «Авва, их много, и я не найду тех мест, где их отыскала». Тогда преподобный сказал ей: «Мелкие камни – это твои «маленькие» грехи, их много, и ты к ним привыкла и не каялась, потому что не помнишь, когда их совершила. Они не дают тебе духа раскаяния и лишают благодати Божией».

Так и на исповеди бывает трудно вспомнить о вошедших в привычку осуждении, зависти, злорадстве и тому подобном, нежели о серьезном падении. Но исповедание грехов, которое входит в последование Таинства исповеди, помогает приступающему исповедоваться вспомнить то, о чем человек порой может и забыть или не придавать значения.

Только после исповедания своих грехов кающийся вновь воссоединяется с Богом. Именно об этом просит Господа священник в разрешительной молитве: «Примири и соедини его (кающегося) Святей Твоей Церкви».

Являясь самостоятельным Таинством, исповедь может совершаться в любое время. Всем христианам надо стараться как можно чаще приступать к этому благодатному средству. А для желающих приступить к Таинству Причащения исповедь является необходимым условием.

«Вечерняя Москва»

 


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru