Издательский Совет Русской Православной Церкви: Для чего нужна исповедь? Первая неделя Великого поста

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Для чего нужна исповедь? Первая неделя Великого поста 18.03.2016

Для чего нужна исповедь? Первая неделя Великого поста

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

Великий пост — это особый период, когда центральное место в жизни верующего человека занимает покаяние. В продолжение всего начавшегося поста мы будем прилагать усилия вернуться «в объятья Отчие». Но как это осуществить практически?

Собственно объятия всепрощения Господня открываются нам в Таинстве Исповеди, во время которого верующий кается, а священнослужитель принимает исповедание его грехов. Он не разрешает от греха, а только свидетельствует о покаянии. «Аз же точию свидетель есмь», — произносит священник в одной из молитв таинства, а прощает грехи Сам Христос. Собирающийся на исповедь должен ясно осознавать, что он идет не со священником поговорить о своей жизни, а принести покаяние перед Господом в своих грехах. Об этом напоминает исповедующий священник, обращаясь к кающемуся со словами: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое».

Но для чего нужно идти на исповедь? Учитель Церкви Тертуллиан пояснял, что мы исповедуем Богу свои грехи не потому, что они Ему неизвестны, но потому, что признание своих грехов порождает покаяние, через которое человек получает прощение от Господа. Необходимо сокрушение нашего сердца о совершенных грехах, чтобы оно открылось для действия Божией благодати.

Покаянием полагается начало истинной вере во Христа и соединению с Ним в Таинстве Евхаристии. Неосознанное, формальное участие в Таинстве Покаяния крайне опасно для христианина, поскольку оно приводит к отпадению от Трапезы Господней. Поэтому к Таинству Исповеди надо готовиться, причем не только внешне, составляя список грехов, но прежде всего внутренне, стараясь увидеть в себе неправду, узреть корень проблем. Без зрения своих грехов покаяние будет формальным.

Правильно подготовиться к исповеди помогает самоиспытание, но оно должно проходить не с позиции общепринятых норм или наших собственных принципов, а с точки зрения Христова учения, требований закона благодати ‑ Евангелия.

В Таинстве Крещения каждый христианин получает прощение грехов и благодатные дары Святого Духа для совершенной и непорочной жизни. Но человек не может удержаться от согрешений и через это осуждается, причем тем сильнее, чем больше он знает о заповедях Евангелия и христианских нормах жизни. Даже святые не жили без греха. Однако они каялись, просили Бога о прощении и помощи, чтобы победить привычку грешить, и Господь очистил их грехи, усыновил, сделал их гражданами Неба.

Покаяние является фундаментом, основанием пребывания христианина в Церкви. Первыми словами евангельской проповеди был призыв Христа к покаянию: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). Однако это не означает, что однажды покаявшемуся человеку для спасения достаточно одной только веры. Истинно верующий во Христа человек живет покаянным чувством до последнего своего вздоха, ибо покаяние — это не рубеж, который достаточно переступить один раз, но всежизненный процесс внутреннего изменения и очищения от греха. Это тот самый вводящий в жизнь с Богом узкий путь, на который указывал Спаситель (см. Мф. 7, 14).

Предостерегая христиан от ухода с покаянного пути, Христос говорит о плачевной участи человека, дерзнувшего присутствовать на царском пире в небрачной одежде (см. Мф. 22, 11—14). Молчание этого человека, по толкованию блаженного Иеронима, отражает ту истину, что в вечности у нас не будет возможности покаяться и изменить свою участь. И только, как учит священномученик Киприан Карфагенский, для тех, кто еще живет в этом мире, покаяние еще возможно.

Те, кто не заботился об очищении себя покаянием во время земной жизни, в будущем веке уже не смогут приблизиться к Богу, поскольку лишатся способности к оправданию. «Как будет страшно, — говорил митрополит Сурожский Антоний, — когда мы окажемся перед Богом и осознаем, как мы были Им любимы и как, в свою очередь, мы всю жизнь были безразличны, забывчивы, себялюбивы, как бесчеловечно мы к Нему относились».

Вот почему нам важно чаще прибегать к очистительному действию Таинства Исповеди. Чтобы в итоге не оказаться перед Господом в грязной хламиде своих нераскаянных грехов, надо не формально, не притворно, а искренне, с решимостью впредь не возвращаться к греху, раскрыть перед священником всю свою неправду, рассказать, в чем нас обличает собственная совесть и Евангелие. Тогда Господь откроет Свои отчие объятья, и Христос подаст нам достойную Его брачного пира одежду, какую «предлагает всем, желающим приступить к Его духовной трапезе, — пишет святитель Иннокентий Херсонский, — эта одежда есть благодать покаяния».

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru