Издательский Совет Русской Православной Церкви: Самоизгнание из рая. Неделя 22-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Самоизгнание из рая. Неделя 22-я по Пятидесятнице 30.10.2015

Самоизгнание из рая. Неделя 22-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

Людям свойственно видеть присущие человеку качества даже в тех, кого они не могут понять. Так, домашних животных мы наделяем благородством, преданностью, самоотверженностью, а вот жестокость, мстительность, завистливость нередко приписываем Богу – Тому, Кто дважды даровал человеку вечную жизнь и райское блаженство, причем во второй раз – ценой собственных страданий.

Дело нашего спасения Господь начинает с момента потери первыми людьми рая. Бог лишает их пребывания в раю (Быт. 3, 23) отнюдь не в порыве гнева, не в качестве мести и наказания, а для блага людей: чтобы, приобщившись ко злу, Адам и Ева не остались пребывать в нем вечно.

Как только человек оказался на пороге смерти, Бог тут же приступает к его реанимации. Восстановление Адама начинается через возвращение его в землю, через положение предела его жизни во грехе, то есть через смерть биологическую. Духоносные подвижники называют смерть величайшим благом, которое Господь дал Адаму после грехопадения. Многим с этим трудно согласиться. Как можно в смерти усмотреть что-либо хорошее?

Во-первых, следует признать, что смерть удерживает человека от бесконечного развития в нем зла. Если бы человек не стал смертным, он мог бы бесконечно развивать в себе искусство зла и уподобиться диаволу, и даже превзойти его. Ведь в отличие от ангелов человек имеет творческие способности, которые могут реализовываться не только в созидании, но и в разрушении. Вот почему в своих беседах святитель Иоанн Златоуст неоднократно называет смерть великим благодеянием человеческому роду.

Причиной смерти стало желание самого человека отступить от источника жизни – Бога. Господь смерти не создавал. Но при этом, по мысли святителя Василия Великого, Бог не вывел человека из-под действия закона тления для того, чтобы его состояние немощи – страстность, подверженность греху и смерти – не стала вечной. Из этого следует, что смерть нельзя признать возмездием Бога человеку за его грех. Точно так же, как нельзя расценивать действия хирурга как наказание больному, когда тот делает операцию. Хирург спасает больного единственно возможным способом, поскольку бессмысленно посылать его лечиться на курорт. Так и Бог, чтобы избавить человека от вечной смерти, облекает его в смертность: в состояние тления, то есть подверженности негативным воздействиям окружающей среды, заболеваниям и дряхлению, что в итоге и приводит его к смерти. Так, едва родившись, человеческий организм начинает болеть и медленно умирать.

Во-вторых, удалением из Эдема люди были ограждены от прямого взаимодействия с бесами. Пребывая в раю, люди имели способность видеть ангелов, непосредственно общаться с ними. Поддавшись воздействию сатаны, Адам разрушил союз не только с Богом, но и с добрыми ангелами. Они отступили от человека, а бесы, наоборот, стали воздействовать на него. И тогда Бог закрыл наши чувства от способности восприятия демонов. Для смертного, погруженного в плотскую жизнь человека, весь ангельский мир стал невидимым. Это оберегает людей от гибельного общения с падшими духами. В то же время духовное общение с духовным миром остается. Мы можем молиться ангелам, архангелам и получать их помощь, а бесы могут оказывать греховное воздействие на нас.

В-третьих, помещая Адама вне рая, в ставшем привычным для нас мире, Господь сводит к минимуму тот урон, который человек нанес себе грехом. Став смертным, человек воспринял телесную, биологическую жизнь, которая изначально принадлежала миру животных. Это было необходимо для выживания человека, поскольку первозданное состояние Адама не было предназначено для существования в условиях нарушенного грехом мира.

В новых условиях жизни у Адама возникли и потребности биологической природы: рождение, физиологическое взросление, питание тленной пищей, телесная нечистота, немощь, смерть. Они «сами по себе не порицаемы» (преп. Максим Исповедник) и сообразны тем обстоятельствам, в которых оказался человек. Вхождение их в человеческую природу, которая первоначально была духовной и разумной, низвело ее до уровня бессловесных созданий, ибо человек приобрел те же качества, которые были присущи только не обладающим духом (разумом) животным.

Но все трагические последствия, которые стали неотъемлемой частью жизни людей после грехопадения, Господь обращает нам на пользу, помогая в новых, несравненно худших условиях, вернуться к утраченному райскому приобщению Богу. Для этого через воплощение Бог воспринимает человеческую природу, добровольно перенося вся тяготы жизни и всю ограниченность человеческого бытия, обусловленную грехопадением. Восприняв адамовы кожаные ризы, Господь Иисус Христос очистил человеческое естество от власти греха и смерти. Он дал всем людям возможность вернуться к Творцу, и Сам показал нам способ осуществления этой возможности.

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru